25 апреля ‘24, Четверг

Палеонтологи разгадали тайну зубов тираннозавра

Ученые впервые детально изучили микроанатомию зубов тираннозавров и других хищных теропод. Выяснилось, что зубы этих хищников несли на себе мелкие зубчики, отличавшиеся особой прочностью.

К такому выводу пришли канадские специалисты из Университета Торонто, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Тероподы - это двуногие динозавры, которые были главными хищниками на Земле на протяжении большей части мезозоя. Чтобы найти причину их эволюционного успеха, авторы статьи проанализировали зубы нескольких видов теропод, включая таких гигантов, как аллозавр и тираннозавр.

В ходе исследования палеонтологи изготавливали срезы зубов и изучали их с помощью синхротрона и сканирующего электронного микроскопа. Специалисты сосредоточились на зифодонтии теропод - так называется особенность строения зубов, при которой на их режущей кромке располагается ряд мелких зубчиков.

Среди современных рептилий зифодонтия свойственна только комодским варанам, нападающим на крупных жертв. В ископаемом состоянии этот феномен встречается чаще - так, зифодонтию можно обнаружить уже у первых наземных хищников. Исследователи показали, что у теропод наблюдалась зифодонтия специального типа.

На срезах зубов палеонтологи разглядели, что зубчики теропод разделены особо глубокими складками, которые заканчиваются скоплениями глобулярного дентина. Раньше эти скопления принимали за полые «ампулы», однако ученые показали, что они вносят вклад в прочность зубчиков.

«Анализ скрытой сложности структуры зубов теропод доказывает, что они были более эффективными в захватывании добычи, чем считалось ранее», -- пояснила Кристин Бринк, соавтор статьи.