29 марта ‘24, Пятница

Палеонтологи проследили за эволюцией булавы анкилозавров

Ученые выяснили, что анкилозавры, широко известные благодаря наличию хвостовой булавы, приобрели свое грозное оружие постепенно. Сначала у их предков в хвосте появилась специальная ручка, и лишь много позже к ней была «приделана» сама булава.

К такому выводу пришли канадские специалисты из Университета провинции Альберта, чья статья опубликована в журнале Journal of Anatomy.

Анкилозавры - это панцирные динозавры, которые несли на конце хвоста булавовидное утолщение. Считается, что при помощи этого образования, чья ширина достигала 60 сантиметров, они могли отбиваться от хищников и переламывать им кости. Однако анкилозавры обладали такой булавой лишь на протяжении последних 20 млн лет своей эволюции, которая оборвалась в конце мелового периода, когда динозавры вымерли.

До настоящего времени оставалось неясным, как именно проходила эволюция, приведшая к возникновению булавы. Одни ученые считали, что сначала возникла ручка булавы - так называется негибкий участок из сцепленных хвостовых позвонков, на который насажена булава, состоящая сросшихся остеодерм (кожных костных пластин). Другие считали, что первой была булава. Наконец, некоторые предполагали, что и ручка, и булава возникли одновременно.

Авторы статьи выяснили, что справедлива первая из этих гипотез - первой у анкилозавров возникла ручка. Такую ручку без булавы ученые обнаружили у Gobisaurus, анкилозавра, жившего в середине мелового периода на территории современного Китая, около 90 млн лет назад. Томография показала, что все хвостовые позвонки у найденного Gobisaurus на месте - это значит, что булава у него не отвалилась, а ее не было изначально.

Следы ручки в хвосте присутствуют и у анкилозавра Liaoningosaurus, жившего около 120 млн лет назад. Впрочем, из-за плохой сохранности экземпляра неясно, имел ли он булаву или нет. Все же более древние анкилозавры, существовавшие с верхней юры, обладали обычными гибкими хвостами без всяких признаков ручки.

Как отмечают авторы статьи, пока неясно, зачем анкилозаврам понадобилась ручка для булавы, если сама булава возникла у них много миллионов лет спустя.