24 апреля ‘24, Среда

Астероид, погубивший динозавров, действовал сообща с вулканами

Геологи выяснили, что падение астероида и массовые извержения индийских вулканов, произошедшие в конце мелового периода, взаимосвязаны. Возможно, землетрясение, возникшее при ударе небесного тела о Землю, резко усилило выброс лавы.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Калифорнийского университета в Беркли, опубликованной в свежем выпуске журнала Science.

Около 65,5 миллионов лет назад, на рубеже мела и палеогена, на Земле исчез целый ряд групп морских и наземных животных, таких как аммониты и динозавры. Многие ученые связывают это событие с падением крупного астероида, который явился причиной образования кратера Чиксулуб на полуострове Юкатан.

Однако в прошлом году ученые установили, что практически одновременно с ударом астероида на территории Индии стали извергаться Декканские траппы - так называется одна из крупнейших вулканических провинций в мире. Она расположена в западной и центральной Индии и представляет собой ступенчатые застывшие потоки лавы. Извержение траппов началось за 250 тысяч лет до падения Чиксулубского астероида и продолжалось еще 500 тысяч лет после этого события. Выбросы вулканов могли оказать на климат и биоту не менее сильное влияние, чем взвесь, поднявшаяся в воздух в результате астероидного удара.

Авторы статьи смогли показать, что одновременность извержения Декканских траппов и падения астероида не является простым совпадением. Для этого они проанализировали застывшую лаву в разных районах Индии, а также кору выветривания, которая образовывалась на пластах вулканических пород, когда извержение временно прекращалось.

Выяснилось, что сначала Декканские траппы извергались часто, но с низкой интенсивностью, а затем они стали выплескивать лаву реже, но в куда больших количествах. Интервал, разделяющий падение астероида и перелом в характере извержения, составляет не более 50 000 лет, так что эти события можно считать одновременными.

По словам специалистов, падение астероида взывало мощное землетрясение магнитудой 9-10. Его-то подземные толчки и могли спровоцировать до того не очень активные Декканские траппы, увеличив скорость извержения примерно в 2 раза. Всё вместе это и вызвало массовое вымирание. Затем траппы извергались еще полмиллиона лет, что затормозило восстановление морской биоты, отмечают авторы работы.