29 марта ‘24, Пятница

В куске янтаря найдена муха-паразит с огромными когтями

Палеонтологи обнаружили в куске бирманского янтаря одну из древнейших мух-паразитов. Большие коготки на лапках помогали ей удерживать добычу.

Об этом говорится в статье китайских специалистов из Нанкинского института геологии и палеонтологии, опубликованной в журнале The Science of Nature.

Прямые свидетельства паразитизма среди насекомых очень редко попадают в руки ученых. Как правило, о присутствии паразитов в ту или иную эпоху приходится судить по находкам изолированных крыльев, которые принадлежали насекомым, ведущим паразитический образ жизни в наши дни - однако далеко не факт, что в прошлом они занимались тем же самым.

Авторам работы посчастливилось обнаружить во фрагменте бирманского янтаря возрастом около 100 миллионов лет сантиметровую муху с полным набором адаптаций, характерных для эндопаразитизма. Муха представляет собой вид, новый для науки - он получил название Zhenia xiai и был отнесен к вымершему семейству Eremochaetidae.

Считалось, что мухи Eremochaetidae, древнейшие представители которых известны из верхней юры Казахстана, исчезли уже в раннем мелу, однако новая находка продляет эволюцию семейства еще на 60 млн лет. На конце тела Zhenia xiai несет длинный игловидный яйцеклад, образованный слиянием сегментов брюшка. Он позволял мухе прокалывать покровы других насекомых и откладывать в них яйца, чтобы выведшиеся личинки там паразитировали.

Кроме того, на всех шести лапках муха несет по три длинных коготка - с их помощью она вцеплялась в добычу перед тем, как ее проколоть. Похожие структуры имеются на ногах у некоторых современных паразитических ос. В роли жертв мухи, по мнению ученых, выступали мягкотелые личинки насекомых с полным превращением, например, жуков и бабочек.