19 марта ‘24, Вторник

Динозавр-гигант был обладателем миниатюрных ножек

Палеонтологи обнаружили в Аргентине ступню одного из самых крупных динозавров в истории. Выяснилось, что это животное обладало рекордно короткими пальцами на задних конечностях.

Описание находки, сделанной американскими и аргентинскими учеными, опубликовано в журнале Scientific Reports.

Всего в руки ученых попали останки двух зауропод, длинношеих растительноядных динозавров - от одного из них уцелела плечевая кость и пара позвонков, от другого - ступня задней ноги и кусок хвоста. Исследователи отнесли динозавров к новому виду Notocolossus gonzalezparejasi, который принадлежит к группе титанозавров.

Титанозавры были особенно обильны в конце мелового периода в Южном полушарии (в Северном полушарии в это время доминировали утконосые динозавры). К титанозаврам относятся крупнейшие динозавры в истории планеты - например, в 2014 году в Аргентине был найден практически полный скелет титанозавра Dreadnoughtus, чья длина от головы до кончика хвоста составляла около 26 метров.

По размерам Notocolossus не уступает Dreadnoughtus. Судя по его плечевой кости (1,76 метров), длина тела данного вида равнялась 25-28 метрам, а вес - 66 тоннам. Чтобы не упасть под собственной тяжестью, Notocolossus пришлось укоротить свою ступню: у более древних зауропод количество фаланг в пальцах задних ног составляло 3-4, но у аргентинского гиганта оно сократилось до 2. Благодаря уменьшению числа фаланг пальцы динозавра стали более прочными.

Как отмечается, тенденция к укорочению пальцев наблюдалась у зауропод и в передних ногах. Впрочем, стопы этих гигантов находят очень редко, поэтому детально проследить их эволюцию пока не представляется возможным.

Песни SHAMANа, Газманова и Расторгуева начнут изучать на уроках музыки в школах