29 марта ‘24, Пятница

В янтаре найден сетчатокрылый кровосос, атаковавший лягушек

Ученые обнаружили в куске бирманского янтаря возрастом 100 млн лет ископаемое насекомое с уникальным строением ротового аппарата. Возможно, оно высасывало кровь из амфибий.

Об этом говорится в статье Владимира Макаркина из Биолого-Почвенного института ДВО РАH, опубликованной в журнале Cretaceous Research.

Сетчатокрылые (Neuroptera) - это небольшой отряд насекомых, к которому относятся златоглазки, муравьиные львы и другие создания. В наши дни среди сетчатокрылых нет обладателей хоботков, однако в мезозое такими приспособлениями могли похвастаться каллиграмматиды, выступавшие в качестве опылителей голосеменных растений.

Макаркин обнаружил еще одно вымершее сетчатокрылое, которое было вооружено хоботком. Оно происходит из бирманского янтаря и жило в середине мелового периода. Насекомое получило название Paradoxosisyra groehni и на основании строения гонококсита (полового придатка брюшка) было отнесено к семейству Sisyridae.

В наши дни сизириды не имеют ничего похожего на хоботок и поедают пыльцу и мелких членистоногих, таких как клещи (личинки сизирид паразитируют на пресноводных губках). В отличие от своих современных сородичей Paradoxosisyra несла на голове длинный хоботок. В его состав, помимо собственного хоботка, образованного модифицированными максиллами (вторая пара челюстей), входил также жесткий стилет, являющийся производной лигулы - непарного выроста нижней губы.

У других насекомых, являющихся обладателями колюще-сосущего ротового аппарата, например, у комаров и клопов, стилеты образованы из других ротовых частей, так что в этом отношении Paradoxosisyra не имеет аналогов. Впрочем, стилет у этого существа был довольно коротким (всего 0,4 мм), так что оно могло прокалывать лишь тонкую кожу амфибий или покровы других насекомых.

Впрочем, как поясняет автор статьи, Paradoxosisyra мог питаться и нектаром. Не исключено, что он дополнял одно другим - например, некоторые современные слепни, перешедшие на питание нектаром, иногда не брезгуют и кровью.