28 марта ‘24, Четверг

Доказана независимость эволюции растительноядных динозавров от растений

Палеонтологи выяснили, что появление цветковых растений не повлияло на эволюцию орнитопод, одной из самых успешных групп растительноядных динозавров. Вплоть до последнего момента эти существа оставались специалистами по хвойным растениям.

К такому выводу пришли британские ученые из Бристольского университета, чья статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Как известно, в середине мелового периода (около 120-125 млн лет назад) на Земле появились цветковые растения. Примерно тогда же начинается расцвет орнитопод, которые в лице гадрозавров (утконосых динозавров) к концу мела стали главными растительноядными динозаврами на Земле. Поэтому ряд специалистов полагал, что появление нового источника пищи - цветковых растений - ускорило эволюцию орнитопод.

Однако авторы статьи показали - между двумя этими событиями нет особой связи. Для этого они проанализировали, как варьировало строение зубов орнитопод на протяжении всей их истории, а также скорость, с которой появлялись новые их представители.

Выяснилось, что в эволюции орнитопод было четыре вспышки образования новых форм. Первая из них пришлась на вторую половину юры - тогда возникли родичи знаменитого игуанодона. Три следующих вспышки произошли одна за другой уже во второй половине мелового периода, около 90 млн лет назад. Именно тогда появились сверхобильные гадрозавры - по словам ученых, они составляют 30-80% всех останков динозавров, найденных в Северной Америке и Европе (и 40% видов всех орнитопод).

Первая вспышка видообразования орнитопод случилась до появления цветковых растений, а вторая - после. Следовательно, изменения в растительном покрове мало влияли на эволюцию этой группы. Скорее, она зависела от внутренних факторов, вроде инноваций в строении зубов. Например, гадрозавры обладали крайне сложно устроенной зубной эмалью, которая по своим качествам превосходит эмаль современных травоядных животных.

Как отмечают исследователи, вплоть до вымирания всех динозавров около 66 млн лет назад, орнитоподы продолжали специализироваться на питании хвойными растениями. Об этом свидетельствует содержимое их кишечников, копролиты (окаменевшие фекалии), а также их ареал - гадрозавров часто находят в высоких широтах, где доминировали (и продолжают доминировать) хвойные леса.