29 марта ‘24, Пятница

В когте динозавра выявлен сохранившийся белок

Ученые показали, что белки динозавров способны сохраняться в ископаемом состоянии. К такому выводу они пришли, работая с когтем хищного динозавра, найденного в Монголии.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета штата Северная Каролина, опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В последние годы появляется всё больше свидетельств, доказывающих, что от динозавров могут сохраняться не только кости, но и куда более деликатные структуры, вроде эритроцитов и кровеносных сосудов. На этот раз ученые выяснили, что в их останках порой присутствует и кератин (у людей этот белок входит в состав волос, а у птиц он образует перья).

Открытие было сделано, когда ученые работали со скелетом позднемелового динозавра Citipati osmolskae, найденного в 1995 году в Монголии. Этот небольшой динозавр размером с эму, родич знаменитого овираптора, сохранился практически целиком. Скорее всего, его засыпало песком, когда он высиживал яйца.

Авторы статьи заметили, что когти Citipati покрыты белой прослойкой, которая по цвету отличается как от остальных костей, так и от окружающей породы. Сканирующая микроскопия показала, что по своей структуре прослойка схожа с роговыми чехлами, которыми покрыты когти современных птиц: а именно, в ней можно разглядеть отдельные белковые волокна и характерные промежутки между ними.

Затем ученые решили проанализировать коготь с помощью иммунологических методов, обработав его антителами, реагирующими на птичий бета-керотин. Сначала тест дал отрицательный результат, но затем, когда из образца был удален избыточный кальций, антитела прореагировали на белок в динозавровом когте в полную силу, как если бы его владелец умер совсем недавно, а не 75 млн лет назад.

Открытие доказывает, что длительное время, прошедшее с момента смерти доисторических животных, не всегда является непреодолимым препятствием для сохранения органических молекул, входивших в состав их тела.

С 1 апреля россиянам придется платить пошлины на посылки дороже 200 евро