19 апреля ‘24, Пятница

Лазер помог рассмотреть мясо динозавров

Палеонтологи впервые разглядели в деталях мягкие ткани пернатого динозавра Anchiornis. Оказалось, что мускулатура его передних конечностей была устроена почти так же, как и в крыльях птиц.

К такому выводу пришли специалисты из Университета Гонконга, чья статья опубликована в журнале Nature Communications.

Начиная с 1970-х годов, происхождение птиц от пернатых динозавров рассматривается палеонтологами в качестве главной гипотезы. Однако о процессе превращения передней конечности динозавров в крыло до сих пор можно было судить лишь по костным останкам. Авторы статьи впервые смогли в деталях разглядеть на костях предков птиц «мясо».

Ученые работали с отпечатком динозавра анхиорниса, найденным в отложениях средней юры Китая (возраст 160 млн лет). По размерам он был не крупнее курицы, зато опахало из перьев нес не только на передних, но и на задних ногах. Чтобы рассмотреть контуры мягких тканей анхиорниса, исследователи светили на него лазером, так что порода в соответствующих местах начинала флюоресцировать.

Выяснилось, что на передних конечностях анхиорниса уже наметился ведущий край – складка из мягкой ткани, расположенная с внутренней стороны напротив локтевого сгиба. У птиц это образование называется пропатагиум и играет важную роль при полете – изменение его формы позволяет регулировать аэродинамические свойства крыла.

Также было показано, что очертания ног анхиорниса по форме напоминали барабанную палочку, резко расширяясь кверху и сужаясь книзу – это же характерно и для современных птиц, как знает каждый, кто когда-нибудь обгладывал куриное бедрышко. А вот хвост анхиорниса был худой и немясистый, что опять же роднит его с птицами.

Напомним, недавно в перьях анхиорниса были найдены пигментные тельца меланосомы, что позволило реконструировать их окраску.

Никогда здесь не купайтесь: названы три худших пляжа на Черном море