18 апреля ‘24, Четверг

Найдено переходное звено между крокодилами и динозаврами

Ученые из США, Британии и России обнаружили в Танзании рептилию, которая сочетала в себе признаки крокодилов и динозавров. Открытие проливает свет на раннюю эволюцию этих рептилий.

Описание находки, подготовленное Андреем Сенниковым из Палеонтологического института РАН совместно с коллегами из США и Британии, опубликовано в свежем выпуске журнала Nature.

До сих пор возникновение динозавров оставалось тайной – древнейшие известные представители этой группы из позднего триаса уже имеют типично динозавровую анатомию. Промежуточные формы, которые объединяли бы динозавров с другими группами архозавров, были неизвестны.

Авторы статьи смогли восполнить этот пробел, изучая остатки рептилии Teleocrater rhadinus из отложений среднего триаса возрастом 247-242 млн лет. Впервые она была обнаружена еще в 1930-х годах в Танзании, но тогда в руки ученых попал лишь неполный скелет. Однако авторам работы удалось собрать новый материал, который позволил детально реконструировать внешний облик животного.

Оказалось, что по строению черепа, туловищных позвонков и плечевой кости рептилия напоминает динозавров, а по строению пяточной кости и голеностопного сустава – крокодилов. Ноги у Teleocrater rhadinus были короткие, и внешне неспециалист не отличил бы его от крокодила. Ученые считают, что рептилия занимает промежуточное положение между предками крокодилов и предками птерозавров, динозавров и птиц.

На основе изучения находки ученые выделили новую группу архозавров, получившую название Aphanosauria. Помимо танзанийской рептилии, к ней относится рептилия Dongusuchus из Южного Приуралья (Оренбургская область). Получается, такие «крокодилодинозавры» в середине триасового периода разгуливали и по территории России.