29 марта ‘24, Пятница

Снежная карта Земли показывает будущие засухи и наводнения

Специалисты NASA подвели итоги зимы и опубликовали карту распределения снегов. По их мнению, она поможет в предсказании локальных чрезвычайных ситуаций, а также в изучении климата Земли.

До окончания астрономической зимы (21 марта) осталось еще две недели. А вот метеорологи солидарны с обывателями и считают зимой три месяца с декабря по февраль, основываясь на схожести температуры и погоды в течение этого периода. Так что для них весна уже наступила, дав повод сделать какие-то выводы о зиме-2008/09.

MODIS и TerraMODIS -- Moderate Resolution Imaging Spectroradiometer, то есть визуализирующий спектрорадиометр среднего разрешения. Один из пяти инструментов спутника Terra, запущенного NASA в 1999 году.
Специалисты NASA не только опубликовали карты распределения снежного покрытия в Северном полушарии для зимы-2008/09. Они пошли дальше, представив анимированную карту, которая демонстрирует смену сезонов, в разрезе выпадения и таяния снега за все восемь лет текущего XXI века. Карта составлена на основе наблюдений MODIS -- инструмента спутника Terra.

На карте бледно-голубым отмечены территории, частично покрытые снегом, а также такие, на которых были зафиксированы быстро таявшие снежные осадки. Белым цветом окрашены участки, на 100% покрытые снегом. Южнее границы полярной ночи темно-серый цвет означает как «нет снега», так и «нет данных», обычно из-за облаков. Внутри границы полярной ночи MODIS не определяет наличие снега из-за недостатка дневного света.

Интересное на карте

Если внимательно рассматривать рисунок снежного покрытия, можно вполне отчетливо выделить различные топографические объекты, в частности горные цепи. Особенно сильно выделяются южные горные системы, Гималаи и все Тибетское нагорье, Атласские горы в Северной Африке -- прилежащие к ним территории не покрываются снегом даже зимой. А вот хребты Сьерра-Невада в США, Пиренеи во Франции и Испании и Кавказ лучше всего видны весной и осенью.

На карте различимы и особенности некоторых территорий, таких, например, как Сибирь, снег в которой выпадает раньше и задерживается дольше, чем в тех же широтах на остальных участках континента. Сибирь на карте легче всего найти по озеру Байкал. Также можно разглядеть необычные события, например аномальные снегопады на юге США в декабре 2008 года.

Кстати, климатологи из Института космических исследований Годдара NASA (NASA Goddard Institute for Space Studies; GISS) в Нью-Йорке признали 2008 год самым холодным с 2000 года. При этом он всего лишь на девятом месте среди самых теплых начиная с 1880 года (именно с тех пор ведутся непрерывные инструментальные измерения температуры). Так что в XXI веке очень тепло. А десятка самых теплых годов почти за 130 лет вся уложилась в период с 1997 по 2008 год.

Практическая ценность

Специалисты NASA считают, что их карта принесет пользу как практическим, так и научным исследованиям. Если объединить эти данные с информацией о глубине снежного покрова, можно оценить риски наводнений в опасных районах или предсказать, достаточно ли питьевой воды будет в таких регионах, как, например, Афганистан, где источники питьевой воды летом питает только тающий снег, выпавший зимой.

Такая карта, численно характеризующая процент снежного покрытия планеты, пригодится и ученым, изучающим глобальный климат. Ведь снег изолирует землю, это уменьшает поток тепла и влаги из почв в атмосферу, что влияет на погоду и климат. Есть и другой момент: снег ярко-белый, а это увеличивает количество солнечного света, которое поверхность Земли отражает обратно в космос, что во многом определяет климат и температурный баланс нашей планеты.