Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:12
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Инфекциям живется тепло и хорошо

Опубликовано
Текст:

Появление нового, «свиного» штамма гриппа в непривычном месте указывает на смещение ареалов инфекций мировой значимости. Как болезни дальше пойдут по миру, корреспонденту Infox.ru рассказали экологи-аналитики из Санта-Барбары.

Доктор Кевин Лафферти, специалист Западного экологического исследовательского центра Калифорнийского университета (Санта-Барбара, США), разобрался в серии прогнозов относительно распространенности инфекций по всему миру. Дискуссия разгорелась на страницах журнала Ecology Американского экологического общества (AEO). Доктор Лафферти рассказал корреспонденту Infox.ru о своих доводах «за» и «против» различных моделей, предсказывающих распространение инфекционных заболеваний, и поделился примерами наиболее адекватных исследований в этой области.

Мир лихорадит

В 2002 году официальный представитель министерства здравоохранения Великобритании заявил, что к 2050 году климат Соединенного Королевства станет подходящим для массового распространения малярии. И не только Великобритании. Кроме малярии, прогноз предсказывает распространение массы других заболеваний, которые якобы смогут перебраться из тропиков в умеренные широты. Среди них -- шистосомоз, онхоцеркоз, лихорадка Денге, слоновая болезнь, сонная болезнь, лейшманиоз, американская трипоносома, желтая лихорадка и несколько других особенно редких тропических болезней.

Вино и малярия

Еще один пример распространения паники: в средние века английские виноделы боролись за право первенства с французскими коллегами. Тогда удача была на стороне англичан: климат благоприятствовал росту винограда в этой стране. Правда, климат благоприятствовал не только росту винограда, но и распространению малярии. Джеффри Чосер, средневековый английский поэт, в «Кентерберийских рассказах» упоминал о страшной смертельной лихорадке, охватившей Англию в 1385 году. Ученые считают, что речь шла об эпидемии малярии. Сейчас многие считают, что благодаря глобальному потеплению в Великобританию вернулось виноделие. Действительно, жаркая летняя погода в течение последних нескольких лет позволила выращивать в южных районах Великобритании такие сорта винограда, которые там не росли со средних веков. Стало возможным производство таких вин, как Шардоне, Пино Нуар, Пино Менье. Но что же с малярией? Может ли ее эпидемия точно охватить Великобританию, как и в средние века?

Как говорит доктор Лафферти, многие прогнозы развития эпидемий тропических болезней в Европе вызывают панику среди людей, но очень часто недостаточно обоснованы и не соответствуют действительности. Основная ошибка таких прогнозов в том, что они строятся на основе биологических моделей, учитывающих один фактор -- температуру воздуха. Такие поспешные прогнозы базируются на лабораторных исследованиях. В их основе лежат данные о том, как температура влияет на тот или иной биологический вид -- переносчик инфекции. Но, по словам доктора Лафферти, ситуация в реальных условиях зависит далеко не только от температуры.

Болезни и климат

Ученые давно задаются вопросом: связано ли как-то распространение инфекционных болезней с климатом. Исследования ученых из Национального центра эпидемиологии National Centre of Epidemiology (CNE) (Мадрид, Испания) под руководством доктора Фернандеса (Miguel Ángel Luque Fernández) показывают, что вспышки холеры в Африке с 1957 по 2007 год следовали за периодом дождей. Ученые их Йельского медицинского института (Yale School of Medicine) (Нью-Хейвен, Коннектикут, США) обнаружили , что увеличение среднегодовой температуры за последние 30 лет привело к усиленному распространению боррелиоза в Северной Америке. По мнению доктора Анны Гейтвуд, (Anne G. Gatewood), это связано с изменением пищевого поведения иксодового клеща, который и переносит эту болезнь. Так, иксодовый клещ, распространенный сейчас на Среднем Западе США, может спокойно перебраться и существовать, по мнению ученых, и на северо-востоке США.

Модели будущего

По мнению доктора Лафферти, все эти исследования имеют один, но существенный недостаток: они делают упор на климат, при этом не учитывают экологические требования вида-переносчика инфекционных болезней. А этот момент построения прогнозов при анализе существующей ситуации должен быть ключевым. По словам доктора Лафферти, чтобы ответить на вопрос распространения инфекционных заболеваний, нужно изучить физиологию переносчика болезни и представлять ареал его распространения. Кроме этих данных нужно учитывать еще и климатические параметры -- температуру и обязательно влажность, а также степень нарушенности земель. Доктор Лафферти приводит в пример исследование большой группы ученых под руководством доктора Симона Хея (Simon I. Hay) из Оксфордского университета (University of Oxford), создавших модель распространения такой опасной болезни, как малярия, по всему земному шару. На основе геостатистических моделей ученым удалось создать новое поколение прогнозных карт, данные которых будут обновляться ежегодно, чтобы можно было проследить существующую ситуацию и сделать прогноз на будущее.

По словам авторов работы, прошло уже 40 лет с момента публикации последней карты распространения малярии. Ареал малярии за этот период даже немного сократился. Дело в том, что заметно сузились границы распространения видов комаров -- переносчиков малярии.

Прогноз ученых оптимистичен только для Европы. Паразитологи утверждают, что в Европу малярия не попадет. Чего нельзя сказать про другие регионы. Так, произойдет смещение границ распространения малярии в пределах Азии, Южной и Латинской Америк, а также Африки. Сейчас под угрозой заболевания малярией находятся 1,38 млрд людей -- из них 0,68 млрд в Центральной и Юго-Восточной Азии, 0,66 млрд в Африке, Йемене и Саудовской Аравии и 0,04 млрд в северной части Южной Америки.

У подобного прогноза есть и еще одно следствие. Фактически, страны Латинской Америки становятся такими же мировыми лабораториями инфекций, как и Юго-Восточная Азия и Африка. Чему свидетельством последний штамм гриппа А(Н1N1/Калифорния/04/2009), который получил название «свиной».

Иностранные компании понесли убытки свыше $107 млрд в результате ухода из России
Реклама