20 апреля ‘24, Суббота

Геологи нашли под островом Маврикий исчезнувший континент

Ученые выяснили, что под островом Маврикий в Индийском океане скрывается исчезнувший микроконтинент. Об этом свидетельствуют частицы древних пород, присутствующие в песках его пляжей.

Результаты исследования, проведенного норвежскими геологами из Университета Осло, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Остров Маврикий возник всего около 8 миллионов лет назад в результате вулканической активности. Однако авторы статьи обнаружили, что в его песках содержатся кристаллы циркона, входившие в состав магматических пород гораздо более древнего континента, образовавшегося еще в докембрии.

Как показало радиоизотопное датирование, основанное на соотношении урана и свинца, чьи включения имеются в цирконе, возраст кристаллов этого минерала составляет 840 и 1 970 миллионов лет. Поскольку циркон не мог быть принесен на Маврикий ветрами и течениями, ученые предположили, что он был вынесен потоками лавы при образовании острова из пород исчезнувшего континента, скрытого в этом районе океана.

Эту гипотезу удалось подтвердить при помощи спутниковых данных, согласно которым толщина литосферы под Маврикием составляет не 5-10 километров, что характерно для обычной океанической коры, а, по меньшей мере, 25-30 км. Ближайший к Маврикию источник циркона схожего возраста находится на Мадагаскаре, поэтому геологи заключили, что когда-то литосфера под этими участками суши была частью единого континента.

Исчезнувший континент получил название Мавриция. По расчетам авторов работы, он распался в конце мелового периода, примерно 83 миллиона лет назад, и под действием тектонических сил погрузился на дно. Геологи подчеркивают, что подобные «континенты-призраки» могут скрываться и в других областях мирового океана.