29 марта ‘24, Пятница

Черное море оказалось хранилищем древней ДНК

Ученые выяснили, что в донных отложениях Черного моря сохранилась ДНК планктонных организмов, которые обитали в нем 11 тысяч лет назад. Это помогло реконструировать климатическую историю Черного моря.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Океанографического института Вудз Хоул, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Состав микропланктона в водоемах определяется климатическими факторами, такими как соленость и температура воды. Поэтому данные о планктонных организмах прошлого используются при изучении эволюции климата. Однако ранее ученые идентифицировали планктонные организмы только по их скелетным остаткам, что не позволяло установить полный видовой состав микропланктона.

Но в последние годы специалисты научились определять планктонные организмы по фрагментам их ДНК, содержащимся в донных осадках. Авторы работы решили опробовать эту методику на Черном море. «ДНК – лучшая возможность исследовать палеоэкологию этого водоема, -- подчеркнул Марко Кулен, один из исследователей.

«Часто экологические условия прошлого реконструируются по диноцистам, покоящимся стадиям с известковыми стенками, но 90% микроскопических жгутиконосцев-динофлагеллят не продуцируют их, хотя ДНК всех этих видов всё равно содержится в палеонтологической летописи», -- пояснил Кулен.

В общей сложности в осадках Черного моря, накопившихся за последние 11 400 лет, ученым удалось идентифицировать ДНК более 2700 видов планктона. Оказалось, что около 9 000 лет назад Черное море практически утратило связь со Средиземным морем и сильно опреснилось, так что в его планктоне стали преобладать пресноводные зеленые водоросли.

По составу планктона ученые проследили, как варьировала соленость и температура Черного моря. Исследование показало, что сильнее всего состав планктона поменялся за последние 100 лет, что связано с деятельностью человека. Как надеются авторы работы, в дальнейшем палеоДНК позволит им реконструировать климатическую историю и других морей.