19 апреля ‘24, Пятница

Ученые открыли новые вещества, разрушающие озоновый слой

Специалисты идентифицировали четыре ранее неизвестных вещества, которые вносят вклад в разрушение озонового слоя. Каждый год тысячи тонн таких веществ поступают в атмосферу.

Об этом говорится в статье британских экологов из Университета Восточной Англии, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

До сегодняшнего дня ученым было известно четыре типа хлорфторуглеродов и шесть типов гидрохлорфторуглеродов, которые вносят вклад в разрушение защитного озонового слоя Земли. В конце 1980-х их промышленное производство было запрещено. Однако, как показали авторы статьи, экспертное сообщество «проглядело» еще четыре разновидности подобных веществ.

С помощью газовой хроматографии исследователи проанализировали вещества, осаждавшиеся на снегах Гренландии за последние 50 лет. Полученные данные они сравнили с пробами незагрязненного воздуха из другого региона Земли - Тасмании, где их отбирали начиная с 1978 года. В результате ученым удалось выявить три ранее неизвестных хлорфторуглерода и один гидрохлорфторуглерод, опасные для озонового слоя.

Два этих вещества, судя по результатам анализа, до сих пор поступают в атмосферу нашей планеты, причем их совокупные выбросы ежегодно достигают 3 тысяч тонн. В общей сложности до 2012 года в атмосферу поступило 74 тысячи тонны таких веществ. По массе они существенно уступают уже запрещенным хлорфторуглеродам - до конца 1980-х каждый их ежегодные выбросы составляли более одного миллиона тонн в год. Тем не менее, вновь открытые вещества могут представлять достаточно серьезную опасность для планеты.

Пока ученые не знают, кто именно несет ответственность за выброс опасных реагентов. Не исключено, что они могут выделяться при производстве пестицидов и электроники.