19 апреля ‘24, Пятница

Антарктика вздымается с огромной скоростью из-за таяния льдов

Геологи установили, что земная поверхность в районе Антарктического полуострова вздымается с беспрецедентной скоростью. Всему виной - таяние ледников, которые ранее тормозили этот процесс.

Об этом говорится в статье британских ученых из Университета Ньюкасла, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Специалистом давно известно, что земная кора в Антарктике постоянно поднимается. Ученые традиционно объясняют этот феномен таянием ледников - в свое время они сдавили кору, а когда многокилометровый слой льда истончился, земная поверхность стала распрямляться подобно пружинному матрасу, с которого убрали тяжелый груз.

Авторы статьи показали, что в некоторых частях Антарктики идут другие процессы. С помощью семи станций GPS, размещенных на территории Антарктического полуострова (самая северная часть Антарктики, выступающая на 1300 километров), геологи установили: ежегодно поверхность полуострова поднимается на 15 миллиметров.

Эта скорость беспрецедентна для данного региона и не может быть объяснена сдавливанием и последующим распрямлением коры. Как считают исследователи, вязкость верхних слоев мантии под Антарктическим полуостровом примерно в 10 раз ниже, чем читалось ранее. Из-за повышенной текучести мантии кора «вспучивалась» сама по себе - ледники лишь тормозили процесс.

Когда предохранитель в виде ледовой подушки был убран, поднятие коры резко ускорилось, что можно сравнить с пенящейся бутылкой шампанского, лишившейся пробки. «Случилось что-то невероятное - то, что обычно наблюдается в течение многих тысячелетий, мы увидели за десятилетие», -- пояснила Грейс Нилд, соавтор статьи.

В дальнейшем ученые надеются построить 3D-модель геологии региона, учтя не только вертикальные, но и горизонтальные движения земной поверхности.