29 марта ‘24, Пятница

Геологи подглядели за ползающими камнями

Ученым впервые удалось своими глазами проследить за камнями, движущимися по дну озера в Долине Смерти в США. Наблюдения доказывают, что в этом явлении нет ничего сверхъестественного.

Результаты исследования, проведенного американскими геологами, опубликованы в журнале PLOS ONE.

Движущиеся камни являются главной достопримечательностью пересохшего озера Рейстрек-Плайя в Долине Смерти. За ними тянутся длинные борозды, однако рядом нет следов живых существ, которые могли бы их толкать. Некоторые энтузиасты выдавали это за паранормальное явление, а исследователи выдвинули множество естественнонаучных гипотез, объясняющих данный феномен. Так, одни ученые полагали, что камни передвигаются за счет беспрецедентно сильных ветров. Согласно альтернативной версии, камни «плавают» на толстых льдинах, когда один или два раза в год над озером идет дождь. В условиях высокогорья влага быстро замерзает, а затем оттаивает вновь. Авторы статьи показали, что и те, и другие неправы.

Сначала ученые установили на нескольких десятках камней GPS-маячки, а затем приехали наблюдать за ними воочию. Солнечным утром 20 декабря 2013 года они увидели, что корка льда на дне озера стала трескаться. Ледяные пластины метровой длины и толщиной в оконное стекло подгонялись легким ветерком и потоками тающей воды. В результате они подталкивали камни и перемещали их со скоростью 2-5 метров в минуту.

Исследователи засняли ползание камней на видео – только за один день им удалось наблюдать за передвижением примерно 60 каменных глыб. Затем ученые продолжили мониторить процесс с помощью GPS-навигации. Им удалось показать, что за зиму один из камней переместился на 224 метра, тогда как другие остались практически неподвижными.

«Мы совершили прорыв, ведь теперь у нас есть не просто случайные факты, но картина перемещения камней в сочетании с метеорологическими данными», -- пояснил Ральф Лоренц, соавтор статьи. Впрочем, как отмечают ученые, пока неясно, является ли зарегистрированный ими процесс единственным способом перемещения камней по дну озера.