29 марта ‘24, Пятница

В 2250 году на Земле будет так же жарко, как в юрском периоде

Ученые выяснили, что из-за сжигания ископаемого топлива уже к 2250 году уровень углекислого газа в атмосфере достигнет максимума за последние 420 млн лет. Это значит, что на Земле станет так же жарко, как на заре эры динозавров.

К такому выводу пришли климатологи из Великобритании и США, чья статья опубликована в журнале Nature Communications.

CO2 - это парниковый газ, который служит важнейшим регулятором климата: чем больше его в атмосфере, тем жарче климат и наоборот. Авторы статьи решили выяснить, как колебался уровень CO2 за последние 420 млн лет. Для этого они проанализировали около 1500 его прошлых значений, приведенных в 112 исследованиях и полученных с помощью пяти независимых методов, таких как анализ изотопов углерода в осадочных породах и изучение устьиц ископаемых растений.

Выяснилось, что в прошлом концентрация CO2 колебалась более чем в 10 раз - максимального значения в 2000 p.p.m. (миллионных долей) она достигала в девоне (400 млн лет назад) и в триасе (200-200 млн лет назад). В это время на полюсах не было льдов, а Земля напоминала огромную теплицу. Минимальный уровень CO2 наблюдался в каменноугольном периоде (300 млн лет назад) и в конце мелового периода (80 млн лет назад) - тогда он приближался к доиндустриальной отметке в 280 p.p.m.

Из-за сжигания ископаемого топлива к 2016 году уровень СО2 поднялся до 405 p.p.m. - не так уж много, если сравнивать с девоном и триасом. Однако авторы статьи говорят, что это только начало - концентрация СО2 растет беспрецедентными темпами и, если всё будет продолжаться так же, как сейчас, то уже к 2250 году она дорастет до 2000 p.p.m. В результате наша планета превратится в теплицу, какой она уже была на рубеже триаса и юры, когда появились первые динозавры.

Если же человечество сожжет все запасы ископаемого топлива, то к 2400 году уровень СО2 вырастет до 5000 p.p.m. - совершенно беспрецедентное значение в масштабе последних 420 млн лет. Примечательно, что на это наложится и усиление притока солнечного тепла - благодаря активизации термоядерных реакций на Солнце за 420 млн он увеличился на 4%. Получается, даже если человечество не побьет исторический рекорд по СО2 и остановится где-нибудь на уровне триаса, то на Земле всё равно будет жарче, чем в минувшие эпохи.

В России предотвратили завоз шести опасных болезней – Голикова