19 апреля ‘24, Пятница

Российские физики разработали промышленный способ синтеза сверхтвердых кристаллов

Российские ученые смогли упростить процедуру синтеза фуллеритов - сверхтвердого материала, который по своим свойствам превосходит алмазы. Открытие поможет наладить их промышленное производство.

Об этом говорится в статье специалистов из Технологического института сверхтвердых и новых углеродных материалов (ТИСНУМ), опубликованной в журнале Carbon.

Фуллериты - это материал, состоящий из фуллеренов, молекулярных многогранников с 60 вершинами, в качестве которых выступают атомы углерода. Твердость фуллеритов составляет 150-300 гПА - они почти в два раза тверже, чем алмазы, в основе которых также лежит углеродная молекулярная решетка (твердость природных алмазов не превышает 150 гПА).

Ученые научились синтезировать фуллериты больше 20 лет назад, а американские химики в 1996 году даже получили за это Нобелевскую премию. Тем не менее, до настоящего времени промышленный синтез фуллеритов был невозможен, так как для этого требовались экстремальные условия - давление 130 тысяч атмосфер и температура 820 градусов Цельсия.

Специалисты из ТИСНУМ показали, что если добавить в изначальную смесь реагентов дисульфид углерода (CS2), то фуллериты можно получить при давлении всего в 80 тысяч атмосфер, а сам синтез может проходить при комнатной температуре. «Наше открытие позволяет синтезировать фуллериты и их производные в промышленном масштабе», -- пояснил Михаил Попов, соавтор статьи.

Как сообщается, фуллериты и фуллерены, если их производство удастся поставить на поток, найдут широкое применение в промышленности (например, при создании транзисторов нового поколения), а также в медицине - их можно использовать для доставки лекарств по кровяному руслу.