24 апреля ‘24, Среда

Индийцы ищут на Луне свой флаг

Лунный зонд «Чандраян-1» приступил к планомерному изучению Луны. Камеры аппарата ищут на поверхности «ударник» Moon Impact Probe и фотографируют лунную поверхность.

Опубликованы первые снимки лунной поверхности, полученные индийским зондом «Чандраян-1». Аппарат пока не смог передать на Землю изображения спускаемого элемента Moon Impact Probe (MIP) с нарисованным на нем индийским флагом, который свалился 14 ноября на Луну в районе южного полюса, однако передает качественные изображения самой лунной поверхности.

Кроме того, опубликованы снимки, полученные MIP. На момент запуска MIP весил 34 кг, на нем были смонтированы три научных инструмента -- радарный альтиметр для определения высоты, видеокамера и масс-спектрометр. Прежде чем MIP разбился о лунную поверхность, он успешно передал собранную информацию.

Теперь остатки MIP спокойно лежат на Луне, тогда как сам «Чандраян-1» продолжает исследовательскую деятельность. Уже заработали два из трех приборов, изготовленных при участии Европейского космического агентства (ЕКА).

20 ноября заработал сделанный в Германии спектрометр Smart Near Infrared Spectrometer (SIR-2), который теперь занимается составлением карты Луны, фотографируя ее в инфракрасном свете. А 23 ноября карту в рентгеновских лучах начал составлять спектрометр Chandrayaan-1 Imaging X-ray Spectrometer (C1XS). Изготовленный британцами и индийцами C1XS воспринимает рентгеновские лучи более низких энергий, чем НЕХ (еще один рентгеновский спектрометр на борту зонда), но более точен. Его задача -- построить полную и точную карту рентгеновской флуоресценции лунной поверхности.

Третий и последний прибор, созданный при участии ЕКА, шведско-индийский Sub keV Atom Reflecting Analyser (SARA) заработает 7--10 декабря. Задержка связана с тем, что прибор работает при высоком напряжении, достижение которого занимает время. SARA должен ловить атомы, выбиваемые с лунной поверхности солнечным ветром. Это поможет изучить состав лунной поверхности.

«Чандраян-1» представляет собой крупный аппарат: вес зонда на старте -- 1380 кг, на лунной орбите он «похудел» до 675 кг.

Из одиннадцати научных приборов, установленных на аппарате, пять -- собственной разработки, три прибора сделаны в ЕКА, два -- в NASA и один представляет болгарскую лунную программу.

Индийские приборы на борту «Чандраян-1»

Terrain Mapping Camera (TMC) занимается картированием Луны. ТМС работает в видимом диапазоне и строит черно-белые стереоизображения лунной поверхности. С высоты орбиты Chandrayaan-1 TMC захватывает полосу 20 км шириной, причем CCD-матрица прибора даст поверхностное разрешение 5 м на пиксел.

Прибор Hyperspectral Imager (HySI) предназначен для построения многоспектральной карты нашего спутника. Он захватывает ту же полосу 20 км, но его разрешение меньше -- всего 80 м на пиксел.

Лазерный дальномер Lunar Laser Ranging Instrument (LLRI) должен точно показывать высоту зонда над поверхностью, что позволит построить более качественную карту рельефа Луны.

Рентгеновский спектрометр High Energy X-ray Spectrometer (HEX) позволит установить наличие запасов водного льда под поверхностью Луны и одновременно найти запасы урана и тория, если таковые имеются.

Остальные приборы

Два прибора на борту сделаны в NASA. Радар с синтезированной апертурой Mini Syntheic Aperture Radar (MiniSAR), аналогичный 75-метровой антенне, будет искать следы воды. Другой прибор, Moon Mineralogy Mapper (M3), -- это спектрометр, который попытается установить минеральный состав Луны.

Последний, 11-й прибор на борту сделан в Болгарии. Radiation Dose Monitor (RADOM) займется изучением радиационной обстановки на орбите Луны.

«Чандраян-1»

Первый индийский лунный зонд «Чандраян-1» стартовал 22 октября с космодрома Шрихарикот при помощи индийской ракеты-носителя PLSV, или Polar Satellite Launch Vehicle («средство вывода полярных спутников»). Сам аппарат носит название Chandrayaan-1, что в переводе означает «Лунный аппарат».

Зонд сначала вышел на подготовительную околоземную орбиту, потом на более высокую разгонную орбиту, чтобы затем перейти на траекторию перелета с выходом на окололунную орбиту. 12 ноября «Чандраян-1» достиг своей основной окололунной орбиты на высоте 100 км. Теперь аппарату требуется два часа, чтобы облететь Луну.

По замыслу разработчиков аппарат должен проработать на окололунной орбите два года. За это время он соберет данные о минеральном составе Луны и подробно картографирует спутник Земли. Тем самым он подготовит фронт работ для новой миссии -- «Чандраян-2», которую Индия готовит вместе с Россией.

Минэкономики допускает курс 107 рублей за доллар в 2025 году