29 марта ‘24, Пятница

Астрономы познакомились с черной дырой Млечного Пути

Шестнадцать лет астрономы наблюдали черную дыру, находящуюся в центре галактики Млечный Путь. Тем временем дыра спокойно поглощала звезды.

Немецкие ученые из Института внеземной физики Общества Макса Планка (Max-Planck-Institute for Extraterrestrial Physics) из Гаршинга близ Мюнхена завершили уникальный цикл наблюдений. 16-летняя работа на Южной европейской обсерватории в Чили (ESO) позволила им точно установить орбиты движения 28 звезд вокруг супермассивной черной дыры в центре нашей Галактики (так называемого объекта «Стрелец «А»).

VLT (Very Large Telescope)Один из крупнейших наземных оптических астрономических инструментов

Наблюдения проводились сначала при помощи камеры SHARP на 3,5-метровом телескопе в обсерватории La Silla, а затем и на «главном калибре» ESO -- системе 8,2-метровых телескопов VLT. «Смотрели» на звезды ученые в ближнем ИК-диапазоне, потому что излучение в видимой области спектра «забивает» межзвездная пыль. Если быть точным, то команда астрономов во главе с Рейнхардом Гензелем (Reinhard Genzel) изучала тонкости движения этих самых 28 звезд. При этом точность наблюдений составляет 10-4 угловых секунды. Как шутят астрономы, это примерно соответствует прямому наблюдению монетки в €1 на расстоянии в 10 000 км.

Млечный ПутьНаша планета не является центром мироздания; больше того: даже Солнце не является центром мироздания. Наша планета расположена на периферии Млечного Пути, расстояние от Земли до центра галактики составляет примерно 27 000 тысяч световых лет. Солнце же является одной из миллиардов звезд в нашей галактике: по состоянию на сегодняшний день оценка снизу составляет 200 миллиардов, а оценка сверху -- 400 миллиардов.

На первый взгляд, звездные движения в центре нашей Галактики весьма хаотичны. Но 16 лет слежения за поведением звезд позволили сделать два важных вывода: во-первых, минимум шесть из 28 объектов наблюдения вращаются вокруг чего-то очень массивного, весом в 4 миллиона солнечных масс. А это может быть только супермассивная черная дыра в центре Галактики. По крайней мере, пока других таких объектов в галактиках астрономы не знают. А во-вторых, очень точное измерение орбит этих звезд позволило уточнить расстояние до этой самой черной дыры от нас. Землю от этого монстра отделяет 27 000 световых лет.

Результаты столь кропотливой работы приняты к печати в виде статьи Monitoring stellar orbits around the Massive Black Hole in the Galactic Center в издании Astrophysical Journals. Пока же с научными данными можно ознакомиться на электронном архиве препринтов ArXiv.org

А пока что за эту работу ее руководителя уже наградили престижной астрономической премией имени Шоу.