2 мая ‘24, Четверг

Звездный мегаполис M13 можно разглядеть поподробнее

Группа Hubble Heritage представила подробное комплексное изображение звездного шарового скопления M13, составленного из снимков, сделанных телескопом в разное время. Теперь можно подробно разглядеть это одно из самых известных и хорошо изученных звездных скоплений на небе северного полушария.

Густое скопление искрящихся звезд выглядит как мегаполис на снимке ночной Земли со спутника. И, в общем-то, звездные шаровые скопления для небесных тел действительно схожи с городами для людей. Например, на границе M13 плотность звезд в сотни раз выше, чем вблизи Солнца. Звездам в таком объекте настолько тесно, что иногда какая-нибудь парочка «схлопывается» друг с другом, образуя новую звезду, которую называют «голубой бродяга». Такие молодые звезды светятся в голубом диапазоне, в отличие от «пожилых» красных звезд скопления.

Что означает буква «М»Если мы встречаем в литературе какой-то астрономический объект, обозначенный буквой М и числом от 1 до 110 -- значит, речь идет об одном из объектов каталога Мессье.

В шаровых скоплениях расположены самые старые звезды Вселенной, которые, вероятно, были сформированы раньше Млечного пути. Так что они старше, чем почти все другие звезды в нашей галактике. Изучение шаровых звездных скоплений помогает астрономам узнать больше об истории нашей галактики.

Скопление M13 находится в созвездии Геркулеса, поэтому его иногда называют просто Шаровое скопление Геркулеса. Этот небесный объект открыл Эдмонд Галлей в 1714 году. Он находится на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли и при диаметре 165 световых лет содержит более 100 тысяч звезд. В темную ночь его можно разглядеть невооруженным глазом.

Послание АресибоВ 1974 году, 16 ноября из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико в направлении шарового скопления M13 был отправлен радиосигнал, содержащий информацию о земной цивилизации. Сообщение было составлено астрономами Франком Дрейком и Карлом Саганом.

Снимок, опубликованный NASA во вторник, 23 декабря -- комплексное изображение, составленное из 4 разных снимков, сделанных Wide Field Planetary Camera 2 и Advanced Camera for Surveys орбитального телескопа Hubble. Данные были получены в ноябре 1999, апреле 2000, августе 2005 и в апреле 2006 годов.

В АТОР объяснили подорожание речных круизов по России