28 марта ‘24, Четверг

Российские ученые откроют пятое измерение

Российские ученые работают над созданием рентгеновской орбитальной обсерватории. Она предназначена для изучения темной энергии. Исследования в этой области позволят открыть пятое измерение.

Российские ученые в 2012 году планируют запустить на орбиту телескоп для изучения так называемой темной энергии, влияющей на расширение Вселенной, сообщает «Интерфакс».

«У России есть уникальная возможность стать лидером в изучении темной энергии. Мы работаем над созданием рентгеновской орбитальной обсерватории «Спектр-РГ», которая позволит открыть и измерить параметры всех существующих во Вселенной скоплений галактик», -- заявил ведущий научный сотрудник Института космических исследований Алексей Вихлинин.

Он напомнил, что 10 лет назад американские ученые установили, что Вселенная не просто расширяется, но расширяется с ускорением, за которое отвечает темная энергия. Она практически никак не взаимодействует с обычным веществом и проявляет себя только там, где физического вещества практически нет, а гравитационное притяжение слабо.

«В повседневной жизни мы не чувствуем темной энергии, но это не означает, что ее нет. Если бы можно было обнаружить темную энергию на Земле, то ее открыли бы уже давно. Но мы смогли обнаружить ее влияние только тогда, когда получили возможность вести наблюдения в размерах Вселенной», -- пояснил Вихлинин.

По его мнению, выяснение природы темной энергии революционно изменит видение мира, вплоть до того, что может доказать существование пятого измерения. Сейчас принято считать, что существует четыре измерения (три пространственных и одно временное), напомнил ученый. «Выяснить, что пространство обладает дополнительными измерениями -- это не только очень интересно, но и важно для фундаментальной науки», -- подчеркнул он.

Для поиска темной энергии и измерения ее характеристик отечественные специалисты используют российско-турецкий телескоп в Анталии, а также самый большой российский телескоп в Карачаево-Черкесии. С помощью этих телескопов уже открыто несколько сотен скоплений галактик.

Орбитальный телескоп «Спектр-РГ» не просто дополнит новыми данными работу наземной аппаратуры, но возьмет на себя главную роль в изучении темной энергии, отметил Вихлинин. На обсерватории СРГ будет установлено два телескопа: основной eRosita, который разрабабывается консорциумом немецких институтов (общество имени Макса Планка). Второй, дополняющий, в более жестком энергетическом диапазоне -- ART-XC, делается в Сарове.

«Ресурс использования спутника не ограничен, так как у него нет расходных частей. После запуска на орбиту «Спектр-РГ» может работать до тех пор, пока в нем что-либо не сломается. Мы рассчитываем по крайней мере на пять лет работы», -- отметил Вихлинин. Он уточнил, что за пять лет «Спектр-РГ» будет способен осмотреть все видимое с Земли небо. Кроме обнаружения темной энергии и открытия новых галактик «Спектр-РГ» займется поиском сверхмассивных черных дыр, нейтронных и сверхновых звезд.

Загадочная энергия

Темной энергией в космологии называют гипотетическую форму энергии, имеющую отрицательное давление, не собирающуюся в сгустки и равномерно «разлитую» во Вселенной. В галактиках и скоплениях галактик ее столько же, сколько вне их. Отрицательное давление наделяет темную энергию антигравитационными свойствами. Согласно последним данным, обнаружившим ускоренное расширение Вселенной, такая сила действительно действует в космологических масштабах. По мнению ученых, темная энергия также должна составлять значительную часть так называемой скрытой массы Вселенной.

Ученые выдвигают две версии сущности темной энергии. Согласно первой, темная энергия представляет собой космологическую константу, неизменную плотность, заполняющую все пространство Вселенной. Вторая версия объясняет ее как динамическое поле с меняющейся энергетической плотностью.

Запущенный в начале сентября на границе Франции и Швейцарии крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц -- Большой адронный коллайдер (БАК) также должен был объяснить сущность темной энергии, однако вышел из строя, проработав всего девять дней.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии