25 апреля ‘24, Четверг

Cassini построил карту постоянных ветров на Титане

Космический зонд Cassini может не только фотографировать и снимать на видео Сатурн и его спутники. Очень красивая методика позволила астрономам построить на основе полученных данных карту ветров на Титане.

Специалисты по системе Сатурна оригинально ответили на недавнее решение совместной комиссии NASA и ESA. Возможно, это всего лишь случайное совпадение, но почти сразу после объявления, что новой миссией к дальним планетам станет полет к системе Юпитера, а полет к Сатурну отложен до лучших времен, астрономы миссии Cassini показали, что некоторые цели отложенной миссии можно достичь и сейчас. Они построили карту постоянных ветров на Титане.

Отложенная миссия

Миссия TSSM расшифровывалась как «миссия к системе Титана--Сатурна» и предполагала целевое исследование именно Титана. Ее старт намечался на 2020 год. Сначала аппарат должен был выйти на орбиту около Сатурна, изучить его спутники, а затем уйти на орбиту Титана, выпустив два дополнительных модуля.

ТитанТитан открыл Христиан Гюйгенс 25 марта 1655 года.
Один из них стал бы первым в истории космическим катером. Этот аппарат даже нельзя назвать лэндером, потому что он должен был опуститься на поверхность одного из углеводородных озер на Титане и пропутешествовать по нему некоторое время. Другой же модуль вообще не планировалось опускать на поверхность спутника Сатурна, так как он задуман как воздушный шар.

Вот именно этот аппарат, свободно дрейфуя в метановой атмосфере Титана, и должен был составить карту дующих на нем ветров. Но оказалось, что это возможно уже сейчас.

Неожиданное решение

Разумеется, с Cassini ветра на Титане увидеть невозможно. Сквозь плотную атмосферу не видно даже поверхности спутника. И здесь на выручку приходит радар зонда. Именно при его помощи изучается поверхность Титана – вот уже 50 сближений за более чем четыре года. Последнее из них состоялось 7 февраля, следующее состоится 27 марта. Одно из самых интересных открытий – огромные песчаные дюны на Титане.

Компьютерная обработка всех радарных изображений дюн, полученных за четыре года, позволила восстановить ветра, которые «надули» эти дюны. Выяснилось, что постоянные ветра дуют на Титане в экваториальной части – и всегда с запада на восток. Все «установленные» ветра нанесены на карту в виде стрелок. Авторы отмечают, что стрелок могло быть и больше, но пока не все околоэкваториальные области Титана попали в поле зрения радара Cassini. Правда, специалисты не сокрушаются: только в этом году аппарат сблизится с самым большим спутником Сатурна еще 14 раз и «роза ветров Титана» станет намного точнее.

В России разработали углеродный калькулятор