29 марта ‘24, Пятница

В космос полетел новый модуль российского сегмента МКС

Малый исследовательский модуль «Поиск» отправлен на орбиту при помощи ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным кораблем-модулем «Прогресс М-МИМ2». «Поиск» станет четвертым модулем российского сегмента Международной космической станции.

С космодрома Байконур в 17.22 мск стартовала ракета-носитель «Союз-У» с транспортным кораблем-модулем «Прогресс М-МИМ2». На борту -- около 850 кг грузов для нужд Международной космической станции. Но основная задача запуска -- вывод в космос малого исследовательского модуля МИМ-2. Он получил название «Поиск» и станет четвертым модулем российского сегмента МКС.

В последний раз российский сегмент расширялся в 2001 году, когда на орбиту отправился стыковочный отсек-модуль «Пирс». Сейчас в составе МКС работают три российских модуля -- «Заря», «Звезда» и «Пирс». В дальнейшем планируется запуск еще двух модулей. Помимо МИМ-2, который будет пристыкован к «Звезде» в ноябре, на весну 2010 года намечена стыковка МИМ-1 к «Заре». А на 2011 год запланирован запуск на орбиту тяжелого многофункционального лабораторного модуля (МЛМ).

«Поиск» новых знаний

«Поиск» создан на основе модуля «Пирс» и предназначен для проведения научных экспериментов, стыковки кораблей и выходов в открытый космос. Основная задача модуля -- проведение научных экспериментов на российском сегменте МКС. Уже в 2010 году начнутся эксперименты «Кулоновский кристалл», «Мембрана» и «Асептик». Первый из них подразумевает изучение динамики заряженных частиц в магнитном поле в условиях микрогравитации, второй -- получение принципиально новых пористых материалов с регулярной структурой для использования в качестве фильтров и мембран, третий -- разработку методов и бортовых технических средств обеспечения асептических условий проведения биотехнологических экспериментов в условиях пилотируемого космического полета.

С 2011 года начнется эксперимент «Контроль». Как сообщают пресс-службы Роскосмоса и РКК «Энергия», он представляет собой мониторинг состояния собственной внешней атмосферы и внешних поверхностей орбитального комплекса, а также диагностику работоспособности применяемых на МКС материалов и покрытий. С 2012 года начнется отработка технологии наклеивания пленочных терморегулирующих покрытий во время ремонтно-восстановительных и регламентных работ в условиях открытого космоса -- эксперимент «Реставрация». Еще три эксперимента начнутся в 2013 году. Это изучение влияния факторов космического полета на мутационный процесс, генетический обмен и регуляцию антибиотикообразования у микроорганизмов («Мутация»), исследование и контроль в динамическом режиме космической коррозии поверхностей орбитальной станции при воздействии факторов верхней атмосферы в условиях эксплуатации («Кварц-М») и трибология (изучение процессов трения) в открытом космическом пространстве («Трибокосмос»). Наконец, на 2014 год запланировано создание трансформируемой конструкции с системой активного контроля («Перспектива-КМ») и исследование секции электродвигательного комплекса («Секция ЭДК»).

Перепланировка

В общей сложности на «Поиске» запланированы десять новых экспериментов по четырем направлениям исследований в дополнение к 89 космическим экспериментам, что идут на служебном модуле «Звезда» и стыковочном отсеке «Пирс». Кроме того, в герметичном отсеке модуля «Поиск» можно продолжить эксперименты «Биоэмульсия», «Плазменный кристалл», «Наноспутник», «РадиоСкаф», а также ряд биологических и биотехнологических экспериментов, которые уже идут на МКС.

Для размещения научной аппаратуры в герметичном отсеке «Поиска» выделено 0,2 м3. Для визуально-инструментальных наблюдений служат два иллюминатора диаметром 228 мм. Аппаратура подключается к имеющимся бортовым электророзеткам и каналам передачи телеметрической информации. На внешней поверхности модуля создано универсальное рабочее место.

Научная аппаратура будет доставляться на МКС на борту транспортных грузовых кораблей «Прогресс» и устанавливаться в модуле «Поиск» уже после начала его функционирования. Размещение, подключение и активация научной аппаратуры на модуле «Поиск» будет осуществляться поэтапно, по мере ее готовности в течение 2010 года и позднее, в зависимости от наличия на модуле свободных рабочих мест и требуемых ресурсов.