Включить в печать
опубликовано 9 дек ‘09 09:50

Темную материю поймали на слух

текст: Артём Тунцов/Infox.ru
Частицы неуловимой темной материи обнаружены на Земле, и 18 декабря об этом будет объявлено. Подтвердить эти слухи официально пока не представляется возможным. Однако, по данным Infox.ru, публикация важнейших экспериментальных результатов о темной материи на этот день действительно назначена.

Последние сутки активная часть физического сообщества живет одним слухом. На дне 700-метровой шахты в американском штате Миннесота вместо железной руды откопали частицы темной материи. Иными словами, на Земле обнаружили то неуловимое вещество, что, судя по астрономическим наблюдениям, составляет большую часть Вселенной, но при этом почти никак не взаимодействует с обычными атомами, из которых состоят звезды, планеты да и мы сами.

Открытие века

Если слух подтвердится, это без преувеличения будет важнейшим открытием в физике и астрономии как минимум за десятилетие. Мало того, что это основная, но совершенно непонятая компонента нашего мира. Для корпускул темной материи нет места в почти священной для физиков стандартной модели элементарных частиц, которая прекрасно описывает результаты всех экспериментов вот уже 30 лет. Так что обнаружение частиц темной материи означает прорыв в область, куда физики стремятся попасть не одно поколение, в то неизведанное, ради чего почти 20 лет строился Большой адронный коллайдер LHC.

Последние сутки активная часть физического сообщества живет одним слухом. На дне 700-метровой шахты в американском штате Миннесота вместо железной руды откопали частицы темной материи. Иными словами, на Земле обнаружили то неуловимое вещество, что, судя по астрономическим наблюдениям, составляет большую часть Вселенной, но при этом почти никак не взаимодействует с обычными атомами, из которых состоят звезды, планеты да и мы сами.

Открытие века

Если слух подтвердится, это без преувеличения будет важнейшим открытием в физике и астрономии как минимум за десятилетие. Мало того, что это основная, но совершенно непонятая компонента нашего мира. Для корпускул темной материи нет места в почти священной для физиков стандартной модели элементарных частиц, которая прекрасно описывает результаты всех экспериментов вот уже 30 лет. Так что обнаружение частиц темной материи означает прорыв в область, куда физики стремятся попасть не одно поколение, в то неизведанное, ради чего почти 20 лет строился Большой адронный коллайдер LHC.

И вот будто бы слабые вибрации от пролета этих частиц сквозь Землю нашел эксперимент CDMS (Cryogenic Dark Matter Search – англ. «криогенный поиск темной материи»), который уже не первый год проводится в шахте «Судан» в Миннесоте. Что конкретно нашли ученые, пока тайна. Карты должны открыться через неделю -- в пятницу, 18 декабря, но потенциально открытие столь важно, что Infox.ru посчитал необходимым проинформировать о нем читателей уже сейчас.

Подозрительное молчание

Как это уже не раз бывало, бучу поднял польский физик Адам Фальковский из американского университета имени Рутгерса. Точнее первые сообщения о грядущем «очень важном открытии» появились на сайте малоизвестного бразильского блогера, близкого к коллаборации CDMS, однако в англоязычный научный мир вылились Фальковским лишь после перепечатки, с немногими дополнительными фактами и пространными дополнительными рассуждениями.

В своем блоге теоретик пишет, что авторитетный британский журнал Nature принял к публикации статью коллектива CDMS, в которой представлены результаты этих поисков. 18 декабря они должны быть обнародованы журналом и одновременно появиться в архиве электронных препринтов Корнельского университета. Более того, коллаборация отменила съемки завершения эксперимента, запланированные одним из телеканалов на ближайшие дни, они были внезапно перенесены чуть ли не на месяц.

По словам Фальковского, Nature не стал бы размениваться на мелочи вроде сужения пределов на параметры частиц или уточнение сечения взаимодействия, так что речь просто обязана идти о положительном обнаружении частиц темной материи. Интриги добавляет и отмена на полторы недели всех семинаров и докладов коллаборации CDMS в самых разных институтах. Все они либо перенесены на 18 декабря, либо назначены на эту дату – по всему миру (см. аннотацию одного из этих докладов).

Что, где, когда

Впрочем, пока слух остается слухом и некоторые подробности предполагаемого объявления смущают. В частности, пятница не время для обнародования данных Nature. Содержимое очередного выпуска этого журнала обычно становится известным поздним вечером среды или воскресенья по Москве.

Старший редактор Nature по физическим наукам Лесли Сейдж даже не поленился написать специальное письмо Фальковскому, где в довольно грубой форме указал на эту несуразность. Более того, Сейдж назвал «полностью ложным» утверждение, что Nature близок к публикации статьи коллаборации CDMS о темной материи. Однако слух, подтвержденный несколькими источниками, уже запущен и продолжает жить своей жизнью.

Пятница – стандартный день публикации престижного профессионального журнала Physical Review Letters. По данным Infox.ru, на 18 декабря уже совершенно точно назначен выход одной очень важной статьи, касающейся темной материи. Сотрудники коллаборации космического телескопа имени Ферми в этот день официально объявят, что на высоких галактических широтах нет никакого избытка гамма-излучения, которое долгое время связывали с распадом темной материи.

Однако этот результат касается лишь высоких широт, далеко от галактического экватора, а основное скопление темной материи должно быть ближе к центру Млечного Пути. По данным одного из российских ученых, в том же номере Physical Review Letters будет и другая статья команды Fermi – о «самом сладком», с данными по низким широтам и галактическому центру.

Не исключено, что тогда же мы узнаем и о финальных результатах CDMS. Ждать осталось недолго.

КОММЕНТАРИИ (25)
Lady_taiso
пост #1 / 11:55, 9 дек '09
Доживем до пятницы и узнаем, что же действительно найдено. Похоже на правду. Выводы интересны, но не менее интересны и гипотезы, и дискуссия о сути феномена. Как хорошо, что Большой андронный коллайдер не единственный метод познания мира!
Никита_Смирнов > Lady_taiso
пост #2 / 20:59, 9 дек '09
Ошибочка вышла, не аНдронный, а АДРОННЫЙ коллайдр))
Кстати, очень многие и не догадываются о том, как на самом деле пишется это слово
Lady_taiso > Никита_Смирнов
пост #3 / 00:05, 10 дек '09
Действительно, проскочила ошибка. Спасибо, Никита.
ronin_ir
пост #4 / 01:12, 10 дек '09
Я не дилетант в физике...
Но когда "темную материю поймали на слух", то на ощупь реально ловят колоссальные деньги лоховатых налогоплательщиков. Это уже длится десятилетиями. Это проходит потому, что редкий правитель сегодня имеет дневное техническое высшее, не говоря уже о близости к академической науке...
БАК - это суперпроект умных пройдох на деньги неотесаных "среднестатистических". Если бы выпускнику физико-математической школы ( ну хоть это!) предложили лично за это поплатить ( а налогоплательщики это и делают), то он бы за ноги подвесил мошенника...
Грустный
пост #5 / 02:07, 10 дек '09
Сумбурная статья. Автор, не обладая достоверной информацией, охватил все варианты возможной сенсации, чтобы потом заявлять, что он об этом раньше всех сказал.
ivar46
пост #6 / 08:10, 10 дек '09
Удивительно!
И странно,что в ("в американском штате Миннесота вместо железной руды откопали частицы темной материи") не откопали "две коньячные струи".И что водку отравили самогоном!И что Берия воскрес!!
Дальше можно рассказывать и про "Сотрудники коллаборации". Из справочника "Коллаборациони
Ilkham
пост #7 / 08:37, 10 дек '09
Многое мы не знаем, но все еще впереди. Академическая и Классическая наука всегда обрамлена формулами, теоремами, постулатами и аксиомами. За пределами формул пока находится и Темная Материя, как и все непознанное. Они все будут открыты за нас счет, не надо мелочиться. Мы и так тыкаемся больше ста лет. ИМХО - надо расширять поиски всего нового, двигаясь вглубь и вокруг атомов. Это тоже недешево, но не адрон и не коллайдер, все решается в объеме наномиллиметрового куба и вред будет измеряться в малых числах.
Нэтали
пост #8 / 10:35, 10 дек '09
народ, что за бред?
что значит "откапали"?
откапали - это, как минимум, нашли приличный кусок совершенно чего-то инертного. сколько нашли, вес, цвет, кусок, порошек - где инфа?
далее, что значит "составляет большую часть Вселенной, но при этом почти никак не взаимодействует с обычными атомами, из которых состоят звезды, планеты да и мы сами" - БОЛЬШУЮ часть Вселенной. но при этом не часть звезд, ни планет. А ЧЕГО? это что - состав вакума? или это всеже часть и звезд и планет, но абсолютно само по себе? а вес у "этого" есть? мало ли что невзаимодействует, а как оно тогда является частью? заполняет межатомное пространство? или их атомы паралельно пронизывают наши атомы? (представляется этакая модель "солнечных" систем, где два центра вращаются неподалеку, а орбиты их электронов пересекаются, но сами они не сталкиваются. странно как-то. все же законы притяжения и веса никто не отменял. или они автоматом все на свете отталкивают? а как тогда они вообще стали частью хоть чего-то?) тогда вопрос - как могли откопать вот "это" в чистом виде? почему это выкристализовалось, отчего, когда, при каких условиях?
SSP > ronin_ir
пост #9 / 11:07, 10 дек '09
Соответствую Вашей первой фразе
Полностью согласен, что наши Путин и медведев-исключительнееше исключение из обепринятого на Западе обычая становиться примьером (президентом, правителем итд) имея отсилу 11 летку за спиной (High school- не путать с "Высшей школой"!!!! У них идиотская организация первичного обучения -с 5 лет до 12-это у них Primary school затем (по желанию!!) с 13 лет по 18 -High school .В этой , последней ученик имеет право (!!!!) выбирать предметы (не нравится тригонометрия0не учи!)обязателен только английский, который большинство здешних "выпускников знают хуже меня и пишут абсолютно безграмотно, на что обратило внимание правительство и решает вопрос "об повышении квалификации учителей, которые сами малограмотны, а преподаватели математики и физики в прошлом году не смогли решить и 3 задач из десяти ими преподаваемых!!!
Итак, миф о"замечательном Западном образовании" в котором Фурсенко сумел убедить Вашего Примьера и Президента приведет к такому же результату- Президенты (следующие по очереди, не смогут отличить "потепление " от "потопления" (это по грамотности) и термометр от термита.
Теперь, для сведения Россиян, которые так легко подались призыву " стоить правильный капитализм" -его, как такового, давно нет и это предсказал давным давно Вернер Зомбарт(поищите в интернете)
Кратко: пока был производитель (фабрикант, фермер) и потребитель -шло "капиталистическое" развите-кто-то производил-иэто кто-то покупал.Довольны все,есть смысл повышать качество и за него справедливо назначать более высокую цену, на которую СОГЛАСИТСЯ потребитель, трезво оценивая затраты своего поставщика.Вроде бы всё идет хорошо , производство совершенствуется (от пара переходим к бензину) от телег к автомобилям и от хижин к благоустроенным домам.
Но вот появляется (как правило из-заграницы) ростовщик -миллионер(банкир,страховое общество и тд) который покупает завод, ферму университет, президента и решает, что выпускать настоящее молоко-дороговато и с помощью ученых начинает добавлять в молоко пахту, меланин и др дерьмо.Завод, на котором работали тысячи "местных" закрывает и переводит на острова Тонгу, где вместо 1000 долларов в день можно платить 50 центов, местный клуб, где местные жители смотрели кино, которое хотели, слушали музыку которую заказывали -переделывает под Дансинг с голыми девушками под дикий шум барабанов и литавр (транс), двух пьянчуг нанимает как распространителей наркотиков, айса и амфитаминов,продает недалёким "Шэрз -то бишь Акции и уверяет купивших, что вскоре они станут миллионерами как он, надо только научиться их во-время покупать и продавать.
Ученых он покупает тоже, заставляя их рекламировать ядовитое молоко, покупать клубнику, ягоды которой имеют размер яблока (напичканы химией), яблоки с мультипликационной расцветкой, но водянистые и накачанные химией, ветчину, которая ею не пахнет, а вдоказательство того, что синтетический запах ветчины был в неё нашпигован шприцем-начи
tolya
пост #10 / 12:23, 10 дек '09
Не знаю, что это Фальковский выскочил раньше времени! Это конечно журналисты написали, дилетанты, поэтому статья получилась сумбурной! Фальковский просто сказал, что на адронном коллайдере были обнаружены частицы тёмной материи, которые не входят в список элементарных частиц но являются черезвычайно важными! Из свойств этих частиц по статье сказано только то, что они ни с чем не взаимодействуют! Эта теория мне лично очень сильно напоминает небезызвестную теорию эфира с помощью которой пытались объяснить движение света в вакууме! Это было лет сто с лишним назад! В конце концов от неё пришлось отказаться введя фотоны... Здесь видимо всё сложнее, но это та же теория эфира! Не знаю насколько это имеет смысл, но если будет доказано существование тёмных частиц, то автоматом появятся и тёмные силы! А если появятся новые силы, то появятся много новых явлений, связанных с ними! Это будет расширение картины нашего понимания мира! Уверен это будет не только хорошо, ибо найдутся военные которые захотят использовать эти силы в целях разрушений! В природе уже давно что-то есть, что мы пока не можем ни уловить ни понять! Возможно это откроет ещё одну тайну либо окажется погрешностью эксперимента или его нечистотой! Подождём 18-го декабря, уже недолго осталось!
kroxakos
пост #11 / 13:27, 10 дек '09
..лично мне кажется, что никаких сенсаций 18 декабря нам не принесёт!!!Но если всё-таки тёмную материю откроют - буду очень рада т.к. наша современная модель мироздания(и существования) уже не в состоянии описывать все происходящие явления...Возможно существующая в научном и житейском мире парадигма ещё не готова до конца понять всё многообразие Вселенной...
gene24 > tolya
пост #12 / 14:10, 10 дек '09
"небезызвестную теорию эфира с помощью которой пытались объяснить движение света в вакууме! Это было лет сто с лишним назад! В конце концов от неё пришлось отказаться введя фотоны... "

Что-то Вы напутали, однако. :) Фотоны тут сбоку-припеку. От теории эфира отказался Эйнштейн, предложив теорию относительности.
Adison
пост #13 / 15:53, 10 дек '09
В настоящее время появляется всё больше моджелей, описывающих вселенную без тёмной материи. Это становится модно. Быть может ребята так пытаются подогреть интерес к CDMS? Чтоб денюжек там побольше, как никак рождество и новый год)
Ждать не долго осталось, увидим.
tolya > gene24
пост #14 / 16:49, 10 дек '09
Я не напутал, не имею такой привычки, просто Вы не на том акцент сделали. Я-то делал акцент а теории эфира, а не на свете. Если бы повнимательнее прочитали коммент, то поняли бы это! Да, от теории эфира отказался Эйнштейн, потому что эфир получался сверхплотный и было очень странно что он никак не мешает движению планет! Потом правда поняли, что объяснять движение света через механику вобще неверно! А когда поняли, что свет это не только волна но и фотоны о теории эфира вобще забыли! Но лет 30 назад обнаружили у вакуума очень странную вещь, оказывается у него очень высокая энергия! И тут вспомнили теорию эфира... Ведь если без этой теории, то у вакуума нет энергии, поскольку согласно известному уравнению Эйнштейна энергия эквивалентна массе, но масса означает какие-то частицы, ибо это признак материи. Но материи нет потому и вакуум! Во всяком случае ничего там не обнаруживается! Поэтому была выдвинута гипотеза о том, что в вакууме всё-таки что-то есть, но что-то такое, что мы никак не можем обнаружить! Эта гипотеза и есть новая теория эфира, только уже квантовая как видите... Там предполагали что вакуум заполнен эфиром, сверхплотным веществом, а тут частицами тёмной материи... Суть одна наполнение разное и причины гипотезы эфира другие, там для объяснения движения света, а тут для энергии вакуума! Он это тоже теория вакуума и она объясняет его природу так же, поэтому это теория эфира! Возможно это всё бред так же как и эта теория эфира, но возможно и нет! Возможно этому есть иное объяснение какое мы пока не знаем! Но обнаружение этих частиц может пролить свет на эти вопросы!
ronin_ir > SSP
пост #15 / 19:31, 10 дек '09
Вы более чем правы! Вообще "правильный" капитализм реально сложился только в западной Европе на основе германских княжеств. Он действительно очень эффективен при ЗАМКНУТОЙ системе территорий с определенной ментальностью населения. Приход в эту систему американского ублюдочного капиталла и, например, постсоветских воришек и государствоненавистников угробил его мгновенно. Социальная направленность "правильного" капитализма работает при ЧЕСТНОМ населении, а не при жулье. Крах (не кризис) до сих пор не наступил только в силу инертности процессов, тупости "бюргеров" и специальных мер Китая, который ВРЕМЕННО не заинтересован в мировом экономическом катаклизме.
gene24 > tolya
пост #16 / 22:46, 10 дек '09
"Да, от теории эфира отказался Эйнштейн, потому что эфир получался сверхплотный и было очень странно что он никак не мешает движению планет!"

Да, что Вы, вовсе не поэтому. А потому что свет двигался с одинаковой скоростью в противоположные стороны, что было бы невозможно, если бы существовал эфир, относительно которого двигалась наша планета. :)

"Потом правда поняли, что объяснять движение света через механику вобще неверно! А когда поняли, что свет это не только волна но и фотоны о теории эфира вобще забыли!"

Да это не потом поняли, а еще до Эйнштейна, когда пытались объяснить излучение абсолютно черного тела. Про Макса Планка слыхали? :)

"Там предполагали что вакуум заполнен эфиром, сверхплотным веществом, а тут частицами тёмной материи... "

"Темная материя" (или скрытая масса) к энергии вакуума мало отношения имеет. Гипотезой о темной материи астрофизики пытаются объснить тот факт, что траектории и скорость движения галактик относительно друг друга не вызываются силами гравитации только самих этих галактик. Что действуют еще какие графитационные силы со стороны очень массивных объектов, которые ничего не излучают, поэтому мы никак не можем их обнаружить. Только и всего. :)
Volg_Art
пост #17 / 00:26, 11 дек '09
Во многом согласен с Нэтали.
Каким вообще образом на дне шахты нашли то, что кроме как гравитационно не взаимодействует с материей, т. е. то, что невозможно увидеть (замечу, что это следует из самого определения "тёмной материи"), или всё-таки можно найти? Ведь в статье же, с таким образным началом, описывается механизм и инструмент её поиска (вернее - "регистрации"). При всём уважении к физикам-теоретикам и экспериментаторам, не является ли "какое-то дополнительное взаимодействие" банальным нейтринным излучением, либо они всё же ещё что-то упустили?
Ещё один интересный вопрос: почему избыток гамма-излучения, обязательно должен свидетельствовать о воздействии "тёмной материи"? Объясните пожалуйста? Если это кому-то выгодно, то весьма обидно за науку, которую "прогрессивная система" "поставила на коммерческую основу", и которая оказалась от этого во власти неприглядных побочных эффектов. И то, что на новые весьма узкие исследования, подобные попытке ткнуть пальцем в небо, нужно дополнительное финансирование, извините, - тоже побочный эффект "прогрессивной системы". Прошу прощения за излишнюю образность.
Но я не противник нового и неизведанного, и считаю, что ни одна "священная модель" никогда не объяснит всего. Согласен с gene24, - да, мы не видим чего-то гравитирующего, и этого "чего-то", судя по всему, весьма и весьма много. А пока мы лишь косвенно обнаружив это "что-то" в макромасштабах, и достаточно не разобравшись в сути, пытаемся "зарегестрировать" его в микро-/наномире! Идея на идее, предположение на предположении...
Volg_Art
пост #18 / 00:28, 11 дек '09
Продолжаю.
Что касается вакуума. Действительно в начале 70-х гг. XX века было высказано предположение, что вакуум - "не пустой", а наделён энергией, и обладает отрицательной плотностью (Е. П. Левитан, "Физика Вселенной", Москва, изд-во "Наука", 1976 г.; И. Д. Новиков, "Эволюция Вселенной", издание второе, Москва, изд-во "Наука", 1983 г., - почитайте, - оказывается мы ещё недалеко ушли от науки тех лет). Позволю и себе согрешить, высказать "предположение на предположении". Вакуум - это и есть энергия, только нематериализованная (имеющая лишь мнимый эквивалент массы m = E / c ^ 2), и имея отрицательную (по отношению к материализованной энергии, т. е. к самой материи) плотность, оказывает на материю (и скорее всего на пространство тоже) исполинское антигравитационное воздействие, в макромасштабах приводящее к наблюдаемому "расширению Вселенной". Т. е. постоянная Хаббла - это своего рода наблюдаемая разность между гравитацией материи и антигравитацией вакуума (энергии). Это лишь предположение.
Вывод: свет в конце "тёмного" туннеля - это всё же прочно стоящая теория, а не гипотеза.
resp_res
пост #19 / 01:52, 11 дек '09
Очередной бред для страждущих.
kislicin
пост #20 / 08:39, 11 дек '09
Укрыться от непрерывных потоков вторичной компоненты космических лучей (ливней) невозможно. Плотность пар К (плюс-минус) - мезонов, порожденных, на уровне моря достигает в среднем 1,6*106 (1/сек м3). Возникающие при этом К (плюс-минус) - мезоны при распаде порождают П (нуль) – пионы, проникающую компоненту на 1км в глубину грунта, пробег этих частиц с большей энергией в глубину 3-5км. Очередное фуфло релятивистов типа влияние лунного света на рост телеграфных столбов. А что остается, после того как детекторный узел коллайдера разнесло в клочья.
SSP > ronin_ir
пост #21 / 16:58, 11 дек '09
Мои сообщения не пропускают!
Пишите на: gutans@km.ru
узнатьправдуможнотам > SSP
пост #22 / 11:07, 7 янв '10
Кто о чем,а вшивый о бане. )))
узнатьправдуможнотам > Adison
пост #23 / 11:15, 7 янв '10
Может и те кто описывают без темной материи тоже денженок хотят? Правомочность самой ТО, как основы для физики под сомнением.
узнатьправдуможнотам > gene24
пост #24 / 11:58, 7 янв '10
Вы знакомы с опытами Стефана Маринова? Они как раз показывают разницу скорости света в разных направлениях.
gene24 > узнатьправдуможнотам
пост #25 / 00:51, 8 янв '10
Знаком в общих чертах.