19 апреля ‘24, Пятница

В среду орбиту Луны проткнет неестественный астероид

Астрономы открыли два объекта, стремительно приближающихся к Земле. В среду вечером один из астероидов проткнет орбиту Луны. Необычная орбита объекта наводит на мысли о его искусственном происхождении.

К Земле приближается сразу два небесных тела, открытых накануне в обсерваториях США и Австралии. Астероиды 2010AL30 и 2010AG30 максимально сблизятся с Землей в среду и четверг соответственно. Астрономов особенно занимает первый объект – не исключено, что он вовсе и не астероид, а имеет искусственное происхождение.

Тесное сближение

Как сообщает циркуляр Центра малых тел Солнечной системы при Гарвардском университете, объект 2010AL30 впервые заметили сотрудники Линкольнской лаборатории Массачусетского технологического института, обсерватория которой находится в штате с более подходящим астрономическим климатом, Нью-Мексико. Объект примерно 19-й звездной величины (в 100 тыс. раз тусклее самых слабых звезд, видимых невооруженным глазом) находился на границе созвездий Малого Пса и Рака и стремительно перемещался среди звезд.

2010AG30Астероид 2010AG30 был открыт в ночь на 10 января в Аризоне. Его максимально сближение с Землей ожидается вечером в четверг, 14 января, около 16.30 мск. В этот момент 2010AG30 будет находиться в 1 млн км от Земли в направлении на созвездие Цефея. Впрочем, он любительским наблюдениям совсем недоступен -- ученые ожидают, что блеск объекта не превысит 19-й звездной величины.
Дальнейшие наблюдения, сделанные в обсерваториях Гроув-Крик в буше австралийского штата Новый Южный Уэльс и на горе Маунт-Леммон в американском штате Аризона, позволили определить орбиту небесного тела. Как оказалось, этот астероид стремительно приближается к Земле и, по предварительным расчетам, должен пройти всего в 120 тыс. км от нашей планеты, что втрое меньше расстояния до Луны. В среду около 16.00 мск астероид «проткнет» орбиту естественного спутника Земли.

В этот момент он будет находиться на границе созвездий Рыб и Овна и иметь примерно 14-ю звездную величину. Чтобы увидеть его, потребуются телескоп диаметром минимум 30-40 см и хорошие звездные карты. И делать это лучше не в европейской части России, на небе которой к началу астрономической ночи блеск астероида упадет еще в несколько раз, а в Сибири или на Дальнем Востоке, где в момент максимального сближения с Землей он окажется высоко над горизонтом. Жителям Европы лучше попытать счастья в среду перед рассветом – в это время астероид можно попробовать найти в южной части созвездия Близнецов.

Судя по наблюдаемому блеску, размер нового тела порядка 10 м, так что бояться каких-то отрицательных последствий сближения не стоит. Даже если астрономы небывало ошиблись и астероид врежется в атмосферу Земли, до земной поверхности долететь ему вряд ли суждено. Такие объекты обычно разрушаются и почти полностью сгорают в атмосфере, так что опасности не представляют.

Интересная орбита

Тем не менее астрономов весьма занимает траектория этого небесного тела. Период его обращения вокруг Солнца составляет почти 366 дней, так что если бы не гравитационные возмущения от нынешней встречи с Землей, мы бы снова увидели этот астероид ровно год спустя, когда и Земля и 2010AL30 займут прежнее положение относительно звезд и Солнца. Впрочем, тесное сближение с Землей все-таки изменит нынешнюю траекторию, и, если верить предварительным расчетам, в ближайшие годы астероид не подойдет к нашей планете ближе чем на десятки миллионов километров.

Хотя период обращения астероида и невероятно близок к земному, орбита 2010AL30 совсем не похожа на нашу. Она сильно вытянута. В афелии (самой дальней от Солнца точке орбиты) астероид удаляется от нас до точки, которая находится на полпути между Землей и Марсом. А в перигелии доходит до орбиты Венеры, почти касаясь ее.

Десятиметровый зондКонечно, никаких зондов размером в десяток метров мы к Венере не запускали, но это не беда. Оценка размеров основана на видимом блеске и сделана в предположении, что 2010AL30, как и большинство других астероидов, является темным. Космические аппараты светлее, так что могут иметь тот же блеск и при меньших размерах.
Последнее обстоятельство и заставляет некоторых отчаянных энтузиастов предположить, что 2010AL30 вовсе не астероид, а рукотворный объект вроде потерянного венерианского зонда, разгонного блока какого-нибудь космического аппарата или чего-то подобного. Впрочем, никаких кандидатов на роль такого потерявшегося зонда те же энтузиасты найти пока не смогли. Да и заметный наклон орбиты 2010AL30 к плоскости эклиптики также не в пользу этой гипотезы. А каких-то дополнительных доводов в пользу искусственного происхождения объекта, похоже, нет.