29 марта ‘24, Пятница

Луна уменьшается в размерах

Новые снимки поверхности Луны заставили предположить, что она уменьшается в размерах. На поверхности естественного спутника Земли обнаружены следы тектонических процессов, происходивших не ранее 1 млрд лет назад.

Космический аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter передал снимки особенностей лунного ландшафта, которые дают основание предположить, что естественный спутник Земли сжимается.

Луна сформировалась в условиях интенсивной бомбардировки астероидами, которые наряду с распадом радиоактивных элементов повысили ее температуру. Когда Луна начала остывать, то стала и уменьшаться в размерах. Новые данные дают основание предположить, что этот процесс шел еще относительно недавно, а возможно, продолжается до сих пор.

На МеркурииАналогичные тектонические явления замечены и на ближайшей к Солнцу планете -- Меркурии. Но там некоторые из них превышают 1,5 км в высоту и сотни километров в длину.
На поверхности Луны встречаются специфические тектонические надвиги, самые высокие из которых не превышают 100 м, а их протяженность не более нескольких километров. Когда спутник Земли уменьшался в размерах, то внешняя оболочка вынужденно сокращалась по площади. В результате слои породы выдавливались наружу, они оказались вынуждены наползать друг на друга. Такие надвиги заметили еще во время миссий Apollo в 1971-1972 годах, но тогда удалось сфотографировать всего около 20% поверхности в районе экватора.

LRO обнаружил еще 14 таких образований, семь из которых располагаются в высоких широтах, более 60°. Это делает надвиги характерным явлением для всей поверхности Луны. Ученые, обрабатывающие результаты миссии космического аппарата, считают сжатие наиболее вероятной причиной такого изменения структуры поверхности. Размер надвигов соответствует тому, что радиус Луны уменьшился примерно на 100 м.

По словам представителя Национального авиационно-космического музея США Томаса Уоттерса, принимавшего участие в исследовании, надвиги сформировались менее миллиарда лет назад, а возможно, и около 100 млн лет назад. В пользу этого мнения говорит наличие на них разорванных или искаженных свежих кратеров от падения небольших космических объектов. Обычно их следы стираются достаточно быстро под другими воздействиями. То, что некоторые такие кратеры разрушаются надвигами, говорит о молодости последних, отмечают ученые.

Представитель Центра космических полетов Годдарда Джон Келлер отмечает, что миссия LRO продолжается, поэтому не исключено, что в ближайшее время получится собрать новые данные об истории Луны. В частности, ученые хотят построить детальную карту естественного спутника Земли, на которой, не исключено, окажутся и пока еще неизвестные надвиги.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science. Ученые также собираются сравнить изображения, полученные с помощью Apollo и LRO, чтобы попытаться найти следы совсем недавних изменений.

LRO запущен с мыса Канаверал 19 июня 2009 года одновременно со спутником для наблюдения лунных кратеров LCROSS (Lunar Crater Observation and Sensing Satellite).