28 марта ‘24, Четверг

Открыта вторая пригодная для жизни планета

Астрономы впервые за 15 лет открыли планету, которую с уверенностью можно назвать пригодной для жизни. Планета лишь немного тяжелее и больше, чем Земля.

Спустя 15 лет после обнаружения первой планеты вне Солнечной системы астрономы отрапортовали об открытии в созвездии Весы первой тамошней планеты с пригодными для жизни условиями. Планета, вращающаяся вокруг звезды Gliese 581, во-первых, скорее всего, каменистая, во вторых -- находится внутри так называемой обитаемой зоны, которую можно рассчитать вокруг любой звезды. В работе, принятой к публикации в журнале Astrophysical Journal, ученые сообщают об увеличении числа открытых у звезды планет сразу на две – теперь их насчитывается там целых шесть. Наибольший интерес представляет Gliese 581g массой три-четыре массы Земли и орбитальным периодом 37 дней. Масса планеты вселяет в ученых уверенность в том, что ее поверхность твердая, а сама она способна удержать вокруг себя атмосферу.

Вечный день

«В этой планетной системе у нас есть те, что находятся по обоим краям обитаемой зоны – как очень горячие, так и очень холодные. Теперь же мы нашли планету прямо посередине», -- порадовался соавтор исследования Стивен Вогт из Калифорнийского университета в Санта-Крузе. По мнению ученых, Gliese 581g находится довольно близко к звезде (0,146 астрономических единиц) и скорее всего из-за приливов обращена к ней одной стороной. Это обстоятельство делает климат на ней, если он, конечно, существует, стабильным и неизменным во времени. Районы, наиболее приспособленные для существования каких-либо форм жизни, должны находиться вблизи терминатора – границы раздела вечного дня и ночи. Там же (под слоем льда, например) может находиться в жидком состоянии и вода.

Рассадник планетЗвезда находится в созвезии Весы
По оценкам астрономов, температура на поверхности планеты лежит в интервале от -31 до -12°С, убывая на ночной стороне и возрастая на дневной. Размер планеты в 1,2-1,4 раза больше земного. Зная размер и массу планеты, ученым не составило большого труда оценить ускорение свободного падения. Оказалось, что оно едва ли больше земного, так что человек мог бы легко пройти по ее поверхности.

Открытию экзопланеты предшествовали 11 лет спектрометрических наблюдений на телескопе имени Кека. Как и большинство открытых на сегодня экзопланет, Gliese 581g была открыта по оценке колебаний звезды на луче зрения «земля-звезда». Чем больше у звезды планет, тем сложнее задача. Анализируя допплеровское смещение линий в спектре звезды, ученым необходимо выделить сразу несколько гармоник, каждая из которых вызвана отдельной планетой. «Обнаружить эту планету было действительно сложно», -- рассказал Вогт. По его словам, астрономам пришлось более 200 раз снимать спектр звезды, оценивая ее качания с точностью до 1,6 метра в секунду.

Удостовериться в правильности выводов помог второй метод – фотометрический. Астрономы измеряли блеск звезды до и во время прохождения планеты по ее диску. «Наши измерения блеска доказали, что качание звезды вызваны другой планетой, а не каким-то процессом внутри нее», -- добавил соавтор исследования Грегори Генри.