26 апреля ‘24, Пятница

Астрономы измерили облако газа, окружающее Млечный путь

Гало вокруг нашей галактики разогрето на сотни тысяч градусов и скрывает в своих недрах «недостающие» барионы.

Американские астрономы из Университета штата Огайо обнаружили, что протяженность облака горячего газа, которое окружает Млечный путь, составляет сотни тысяч световых лет. Результаты исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Авторы статьи работали на космическом рентгеновском телескопе «Чандра». Ранее с его помощью ученые установили, что Млечный путь погружен в гало, или газовое облако, состоящее преимущественно из ионов кислорода. Это облако поглощает рентгеновское излучение, исходящее от источников, расположенных за пределами галактики.

По оценкам специалистов, температура гало в разных его участках варьирует от 100 тысяч до 2,5 миллионов градусов по шкале Кельвина. «Мы знали, что нашу галактику окружает газ, и мы знали его температуру, так что оставалось определить лишь его размеры и массу», -- пояснила Аньяли Гупта, одна из авторов работы.

Исходя из количества рентгеновского излучения, поглощаемого облаком газа, исследователи пришли к выводу, что его масса превосходит массу Солнца примерно в 60 миллиардов раз. Ученые отмечают, что, растянувшись на сотни тысяч световых лет, гало Млечного пути может достигать соседних галактик.

Кроме того, по мнению ученых, результаты работы помогут в решении проблемы «пропущенных барионов». Дело в том, что в существующих галактиках содержится не более половины барионов (тяжелых частиц, таких, как нейтроны и протоны) из числа тех, которые образовались после Большого взрыва.

Оставшиеся барионы, считают астрономы, могут «скрываться» в облаках раскаленного газа, подобных тому, что окружает Млечный путь. Несмотря на его большую массу, плотность гало вокруг Млечного пути очень мала. Поэтому газовые облака аналогичной плотности вокруг других галактик не поддаются обнаружению.

Песков: Проверка элитной недвижимости чиновников — не прерогатива Кремля