19 марта ‘24, Вторник

Пульсар из созвездия Льва оказался «хамелеоном»

Астрономы обнаружили, что объект PSR B0943+10, ранее известный как радиопульсар, испускает также и рентгеновское излучение. Это ставит под сомнение все существующие теории, объясняющие природу пульсаров.

Результаты исследования, проведенного большим коллективом ученых, включающим более 90 специалистов из разных стран (в их числе – Владислав Кондратьев из Физического института Лебедева РАН), опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Пульсары – это компактные вращающиеся источники излучения переменной интенсивности, впервые открытые в 1960-х годах. По типу излучения они делятся на радиопульсары, которые испускают радиоволны, и пульсары, продуцирующие рентгеновские волны.

Точная природа пульсаров остается неизвестной, однако предполагается, что они могут быть нейтронными звездами, окруженными протяженным магнитным полем. Пытаясь пролить свет на этот вопрос, авторы работы изучили радиопульсар PSR B0943+10 в созвездии Льва с помощью двух наземных радиотелескопов, расположенных в Индии и Нидерландах, и рентгеновского космического телескопа XMM-Newton.

К удивлению исследователей, PSR B0943+10, обнаруженный более 10 лет назад, оказался источником не только радио-, но и рентгеновского излучения. При этом пики рентгеновского излучения у пульсара совпадают с минимумом испускаемых радиоволн и наоборот, что и дало повод считать его «хамелеоном» - PSR B0943+10 ведет себя то как радиопульсар, то как пульсар другого типа.

Это означает, что магнитное поле PSR B0943+10, протяженность которого составляет более 50 тысяч километров, должно полностью перестраиваться в течение нескольких секунд, чтобы «переключать» типы излучений. Кроме того, астрофизики обнаружили, что всплески излучения пульсара связаны с его яркостью. Это значит, что поведение данного объекта связано и с тепловыми эффектами.

Новые наблюдения не укладываются ни в одну из существующих теорий. «Когда мы открыли, что PSR B0943+10 демонстрирует пульсы в радиоизлучении, для нас это является полной неожиданностью», -- подчеркнула Джоанна Ранкин из Вермонтского университета (США), одна из авторов работы.

Politico: Китай устроит бойкот переговорам по Украине без России