29 марта ‘24, Пятница

Планетологи обнаружили в лунном кратере магматическую воду

Ученые обнаружили на Луне остатки ее собственной воды, столь же древней, как и само это небесное тело. Ранее считалось, что практически вся вода попала на Луну из космического пространства.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Университета Джонса Хопкинса, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Считается, что Луна могла возникнуть благодаря столкновению прото-Земли и гипотетической планеты Тейя. Раскаленная материя, выброшенная в результате этого катаклизма, дала начало единственному спутнику Земли. Поскольку процесс происходил при очень высоких температурах, Луна с самого начала была безводной.

Однако в последнее время появляется всё больше свидетельств, противоречащих этой гипотезе. Одно из них и представили авторы статьи, проанализировав данные, собранные индийским лунным зондом «Чандраян» с помощью спектрометра М3. В центре небольшого 60-километрового кратера Буллиальда этот аппарат обнаружил породы, богатые гидроксильными (-OH) группами.

Согласно сторонникам гипотезе о «безводной Луне», вся лунная вода и гидратированные минералы (их признаком и служат OH-группы) возникли на спутнике Земле под действием солнечного ветра. Но исследователи выяснили, что в случае кратера Буллиальда солнечный ветер ни при чем, так как содержание OH-групп не колеблется в связи со сменой дня и ночи на Луне.

Всё это доказывает, что в центре кратера Буллиальда при ударе метеорита вышли магматические породы, изначально обогащенные водой. По оценкам исследователей, они залегали на глубине почти в 70 километров. Следовательно, вещество, из которого «сделана» Луна, было насыщено водой уже 4,5 миллиарда лет назад.

В России предотвратили завоз шести опасных болезней – Голикова