29 марта ‘24, Пятница

Мощный шторм помог изучить атмосферу Сатурна

Астрономы смогли заглянуть в нижние слои атмосферы Сатурна во время мощнейшего шторма. В следующий раз такая возможность представится ученым лишь через 30 лет.

Описание наблюдений, сделанных американскими специалистами из Висконсинского университета, опубликовано в журнале Icarus.

Атмосфера Сатурна обладает сложным строением, однако ученые до сих пор могли изучать лишь ее верхние слои. Области же, находящиеся близко к поверхности газового гиганта, скрыты плотным слоем облаков. Однако авторы статьи дождались подходящего момента, когда атмосфера Сатурна была «перемешана» огромным штормом.

Дело в том, что раз в 30 земных лет, когда Сатурн делает полный оборот вокруг Солнца, на нем зарождается мощный ураган. Площадь атмосферного возмущения составляет 15 тысяч километров, так что пятно на поверхности Сатурна могут разглядеть даже астрономы-любители. В последний раз такое случилось в 2010 году.

Исследователи проанализировали данные, собранные в то время спектрометрами зонда Cassini. Выяснилось, что шторм поднял из глубин атмосферы Сатурна частички воды, аммония и гидросульфида аммония. Согласно расчетам, их вынесли ветра, дующие снизу вверх со скоростью 500 километров в час.

Похожее явление наблюдается и на Земле во время гроз, когда восходящие потоки воздуха приводят к образованию волнистых облаков. Только на Сатурне вещество переносится на высоту в 10-20 раз большую, чем на нашей планете. Напомним, что Cassini недавно сфотографировал ураган на северном полюсе Сатурна.

В России предотвратили завоз шести опасных болезней – Голикова