19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы: черная дыра в центре нашей галактики - это спящий дракон

Сейчас сверхмассивная черная дыра в центре нашей галактики малоактивна. Но астрономы доказали, что иногда она порождает вспышки излучения колоссальной мощности. Последний раз такое случилось 2 миллиона лет назад.

Об этом говорится в статье австралийских ученых из Сиднейского университета, которая будет опубликована в журнале The Astrophysical Journal.

В центре Млечного пути располагается черная дыра, которая по массе в 4 миллиона раз превышает Солнце. Дыра и ее окрестности носят название Sagittarius A* (Стрелец A*). Sagittarius A* является источником различных типов излучения - радио-, инфракрасного и рентгеновского. Авторы статьи выяснили, что интенсивность этого излучения периодически резко возрастает.

Исследователи изучали таинственное свечение Магелланова потока - так называется поток газа, примыкающий к Большому и Малому Магеллановым Облакам, галактикам-спутникам Млечного пути. Это свечение было открыто еще в 1996 году, но до настоящего времени никто не мог объяснить, почему же оно возникло: окружающие звезды не испускают столько ультрафиолета, чтобы его вызывать.

Ученым удалось вычислить, что причиной свечения стал сверхмощный выброс излучения черной дыры Sagittarius A*. «20 лет астрономы сомневались, могут ли возникать столь значительные вспышки, но сейчас мы знаем, что два миллиона лет назад спящий дракон проснулся и выдохнул огонь в 100 миллионов раз сильнее, чем он делает это сейчас», -- пояснил профессор Джосс Блэнд-Хауторн, один из авторов статьи.

Скорее всего, черная дыра «проснулась», поглотив большую порцию вещества. «Мы открыли, что дыра включается и выключается очень быстро по космическим меркам», -- отметил Блэнд-Хауторн. Напомним, что недавно другая группа астрономов открыла рядом с Sagittarius A* звезду. Несмотря на опасное сближение с черной дырой, ее все еще не успело засосать. Звезда поможет проверить общую теорию относительности Эйнштейна.

Кинотеатры стали исключать пиратские фильмы из афиш по требованию дистрибуторов