29 марта ‘24, Пятница

Планетологи создали первую полную геологическую карту Ганимеда

Ученые впервые составили полную геологическую карту Ганимеда, крупнейшего спутника Юпитера. Карта поможет при поисках жизни на этом небесном теле.

Об этом говорится в статье, опубликованной американскими планетологами из Уитон-колледжа в журнале U.S. Geological Survey.

Ганимед по размерам превосходит планету Меркурий и является крупнейшим спутником в Солнечной системе. На нем имеется водяной лед и другие условия, благоприятствующие развитию живых организмов. Поэтому Ганимад считается одним из самых перспективных мест для поиска жизни. В настоящее время европейские страны совместно с Россией разрабатывают планы по отправки туда космического аппарата JUICE.

Чтобы помочь специалистам в исследовании Ганимеда, авторы статьи решили составить полную геологическую карту обоих его полушарий. Для этого они использовали данные, собранные зондом «Вояджер», когда он пролетал мимо Ганимеда в 1979 году, и зондом «Галилео», который в 1995-2003 годах работал на орбите Юпитера.

На карте хорошо различимы два типа пород - старые, покрытые большим количеством кратеров (обозначены темным цветом) и молодые, с большим числом хребтов и ущелий (показаны голубоватым цветом).

Молодые породы сформировались во время периода повышенной тектонической активности, которая сейчас на Ганимеде угасла. На первом этапе существования Ганимеда он подвергался интенсивной метеоритной бомбардировке, в результате чего лед на нем был перемешан с обломками пород.

Из исследования планетологов следует, что на Ганимеде нет так называемых криовулканов, выбрасывающих на поверхность вод и лед. Предполагалось, что они имеются почти на всех ледяных спутниках Юпитера и Сатурна, включая Европу и Энцелад. Напомним, недавно ученые сравнили размеры кратеров на Ганимеде и Титане - оказалось, что на Титане они гораздо мельче, поскольку их засыпает гидрокарбонатный песок.