29 марта ‘24, Пятница

Рядом с двойной звездой открыт планетарный «конвейер»

Астрономы впервые разглядели рядом с двойной звездой систему по «производству» планет. Она представляет собой два газопылевых кольца, соединенных между собой непрерывным потоком вещества.

Об этом говорится в статье французских специалистов из Лаборатории астрофизики в Бордо, опубликованной в свежем выпуске журнала Nature.

Долгое время астрономы искали планеты лишь вокруг одинарных звезд, таких, как наше Солнце. Однако постепенно стало появляться всё больше свидетельств, доказывающих, что планеты могут существовать и рядом со звездными парами, каждая из которых представляет собой две звезды, вращающиеся друг вокруг друга.

Авторы статьи впервые показали, как планеты могут зарождаться вокруг двойных звезд. Они наблюдали за звездной системой GG Tau-A, расположенной в созвездии Тельца в 460 световых годах от Земли. Один из ее компонентов является молодой звездной парой, возраст которой составляет всего несколько миллионов лет назад.

С помощью чилийских телескопов ALMA ученые выяснили, что двойная система напоминает собой колесо в колесе. Она окружена внешним газопылевым диском, внутри которого располагается диск меньших размеров, вращающийся вокруг одной из звезд. По массе он примерно эквивалентен Юпитеру.

Оказалось, что внутренний диск соединен с внешним своеобразным «конвейером», по которому туда поступает вещество. В результате как минимум одна из двух звезд в будущем сможет обзавестись планетой. «Мы застали здесь экзопланеты на стадии их образования, это значит, что системы из многих звезд могут формировать планеты, несмотря на свое сложное устройство», -- пояснил Джефри Бэри, соавтор статьи.

АвтоВАЗ начал сборку «Гранты» в Азербайджане