29 марта ‘24, Пятница

Астрономы заявили о двух неизвестных планетах за Плутоном

Ученые вычислили, что в Солнечной системе имеются еще по меньшей мере две крупные планеты. Они располагаются за пределами орбиты Плутона и влияют на поведение небесных тел, вращающихся на периферии Солнечной системы.

К такому выводу пришли британские астрономы из Кембриджского университета и их испанские коллеги. Вычисления будут опубликованы в виде двух статей в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Специалисты уже не первый год строят гипотезы о неизвестном небесном теле, которое расположено за пределами пояса Койпера (в этот пояс входит Плутон, ранее считавшийся девятой планетой Солнечной системы). Например, в минувшем году в связи с открытием объекта VP113 в облаке Оорта ученые заявили о существовании отдаленной планеты, которая по массе в 10 раз превосходит Землю.

Чтобы проверить это предположение, авторы работы проанализировали орбиты 13 транснептуновых объектов (планеты и астероиды, вращающиеся за Нептуном), а также поведение кометы 96P/Machholz1 в гравитационном поле Юпитера. Это помогло им уточнить так называемый эффект Козаи – периодическое изменение наклона орбиты космических объектов под действием более массивных тел.

Выяснилось, что за Плутоном могут вращаться не одна, а целых две крупных планеты. Согласно общепринятой модели планетообразования, такие объекты не могут располагаться столь далеко от Солнца. Однако в последнее время было открыто несколько экзопланет, удаленных от своих звезд на сотни астрономических единиц (одна а.е. эквивалентна расстоянию от Земли до Солнца). Это значит, что такие же объекты могут существовать и в Солнечной системе.

Напомним, недавно ученые реконструировали эволюцию Харона, спутника Плутона, и пришли к выводу, что на нем мог существовать подледный океан. В жидком состоянии его поддерживала энергия приливных волн.