29 марта ‘24, Пятница

Ученые пересчитали гигантские кольца вокруг планеты J1407b

Астрономы выяснили, что кольца вокруг экзопланеты J1407b в сотни раз превышают по своим размерам кольца Сатурна и Юпитера. Если бы Сатурн в Солнечной системе был окружен такими кольцами, то с Земли они казались бы более крупными и яркими, чем диск Луны.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета Рочестера, опубликованной в журнале Astrophysical Journal.

Планета J1407b была открыта в 2012 году, когда она заслонила собой диск молодой звезды J1407. Исходя из того, что затмение происходило в несколько этапов, ученые предположили, что им попалась планета, окруженная кольцами из пыли и частичек льда, какие существуют вокруг Сатурна и Юпитера. Ранее такие планеты не были известны за пределами Солнечной системы.

Авторы статьи проанализировали новые наблюдения и пришли к выводу, что по своей протяженности кольца J1407b более чем в 200 раз превосходят кольца Сатурна. Диаметр самого внешнего кольца данной планеты (а всего ученые насчитали их не меньше 30) составляет 120 миллионов километров.

В системе колец J1407b астрономы нашли по меньшей мере одну крупную прогалину, оставленную вновь сформировавшимся спутником. Его масса примерно соответствует массе Земли и Марса, полный оборот вокруг J1407b спутник делает за 2 земных года. Сама же планета по массе превосходит Юпитер в 10-40 раз.

Интересно, что во время затмений кольца J1407b пропускают только 5% света звезды. Это значит, что их плотность очень высока. Однако по мере формирования новых спутников вокруг J1407b кольца этой планеты будут истончаться и уменьшаться. По словам ученых, открытие поможет понять, как выглядели Сатурн и Юпитер на первых этапах их эволюции.