23 апреля ‘24, Вторник

Астрономы открыли взрывоопасную пару белых карликов

Ученые обнаружили двух белых карликов, которые вращаются на экстремально близком расстоянии друг от друга. Если они сольются, то произойдет взрыв и в земном небе загорится звезда, видимая даже днем.

Об этом говорится в статье специалистов из Европейской южной обсерватории, опубликованной в журнале Nature.

Открытие было сделано, когда астрономы навели на планетарную небулу (туманность) Henize 2-428 Очень Большой Телескоп (VLT), расположенный в чилийской пустыне Атакама. Планетарной туманностью называется облако ионизированного газа, формирующееся вокруг звезды, когда она превращается в белого карлика.

К своему удивлению, ученые обнаружили в Henize 2-428 не одного, а сразу двух белых карликов. Они совершают полный оборот друг вокруг друга всего за 4,2 часа, поэтому их слияние представляется неизбежным. Поскольку каждый из карликов весит столько же, сколько наше Солнце, то после слияния масса образовавшейся звезды превысит массу Солнца в 1,8 раз.

Это значит, получившаяся звезда превзойдет предел Чандрасекара, равный 1,4 солнечных масс. Белые карлики, чья масса больше этой величины, вместо того чтобы постепенно остывать, взрываются и становятся сверхновыми. Несмотря на то, что наша планета удалена от небулы Henize 2-428 на 4000 световых лет, во время взрыва возникшую сверхновую можно будет видеть даже днем.

Впрочем, процесс слияния карликов и образования сверхновой (скорее всего, она будет относится к типу Ia) может занять до 700 миллионов лет. Как отмечают авторы статьи, яркие сверхновые загораются в Млечном пути примерно раз в 300 лет (последней была Сверхновая Кеплера, взорвавшаяся в 1604 году). Поэтому, чтобы понаблюдать за этим процессом, астрономам не придется дожидаться Henize 2-428.

Матвиенко: Ответ России на конфискацию активов ударит по европейскому бизнесу