25 апреля ‘24, Четверг

Астрономы открыли рано повзрослевшую галактику

Ученые обнаружили галактику, которая образовалась вскоре после Большого взрыва, но при этом выглядит гораздо старше своих лет.

Об этом говорится в статье датских ученых из Копенгагенского университета, опубликованной в журнале Nature.

Галактика A1689-zD1 была открыта с помощью чилийского ALMA и относится к числу одних из самых молодых образований такого типа - от Большого взрыва ее отделяет всего 700 миллионов лет. Излучение A1689-zD1 является слишком тусклым, чтобы его можно было засечь само по себе, но астрономам помог галактический кластер Abell 1689, лежащий между A1689-zD1 и Землей. Благодаря эффекту гравитационного линзирования кластера излучение этой галактики усилилось в 9 раз.

Спустя 700 миллионов лет после Большого взрыва Вселенная вступила в эпоху реионизации, когда только-только образовывались первые звезды. Поэтому ученые ожидали, что A1689-zD1 состоит лишь из водорода и гелия – для появления более тяжелых элементов, согласно теории, требовались взрывы сверхновых и много поколений звезд.

Однако в реальности астрономы зафиксировали в A1689-zD1 большое количество металлов и такое же соотношение пыли и газа, как в нашем Млечном пути. Чтобы накопить такое количество пыли, галактика должна была приступить к формированию звезд очень рано, около 560 миллионов лет после Большого взрыва. Согласно альтернативной версии, ее эволюция началась позже, но протекала быстрее.

Напомним, недавно астрономы обнаружили самую яркую и массивную черную дыру на окраинах Вселенной. Открытие доказывает, что подобные «монстры» могли образовываться уже вскоре после Большого взрыва.