19 апреля ‘24, Пятница

Океан на Марсе был крупнее Атлантики

Планетологи впервые вычислили, какого размера был древний океан на Марсе. Оказалось, что по своим относительным размерам он был сопоставим с Атлантическим океаном на Земле.

К такому выводу пришли американские ученые из Центра управления полетами имени Годдарда (NASA), чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Science.

Около 4 миллиардов лет назад Марс был покрыт водой, которая с течение времени испарилась в космическое пространство. Чтобы вычислить, как много воды плескалось на Марсе, авторы статьи в течение шести лет наблюдали за ним с помощью нескольких наземных телескопов. Они измеряли, как много на поверхности Красной планеты содержится «тяжелой» воды, включающей в себя дейтерий, изотоп водорода.

Дело в том, что «тяжелая» вода испаряется медленнее, чем обычная, так что по ее доле можно вычислить, сколь долго и сколь активно шел процесс испарения и, следовательно, сколько воды было потеряно. Выяснилось, что в начале эволюции Марса вода на нем по количеству в 6,5 раз превышала ту воду, что сейчас запасена в виде льда на его полюсах. Общий объем океана на Марсе достигал 20 миллионов кубических километров - примерно столько же содержится в Северном Ледовитом океане.

Воды, которая имелась на Красной планете, хватило бы, чтобы покрыть всю ее поверхность слоем глубиной в 137 метров. Однако более вероятно, что марсианская вода, как и на Земле, была собрана только в низинах и впадинах, занимая лишь около 19% всей площади планеты. Для сравнения, Атлантический океан занимает 17% площади Земли.

В отдельных местах глубина марсианского океана доходила до 1,6 километра. Поскольку расчеты авторов статьи доказывают, что на Марсе было больше воды, чем считалось ранее, то отсюда следует - эта планета, вопреки оценкам многих специалистов, могла быть пригодна для жизни более длительный срок.