25 апреля ‘24, Четверг

«Розетта» заглянула в колодцы на комете

Благодаря снимкам «Розетты» ученые разобрались с происхождением глубоких округлых дыр на комете 67P/Чурюмова-Герасименко. Выяснилось, что эти «колодцы» возникают так же, как и карстовые воронки на Земле.

К такому выводу пришли американские специалисты из Мэрилендского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Когда зонд «Розетта» подлетел к комете 67P/Чурюмова-Герасименко в августе 2014 года, ученые увидели на ней несколько провалов идеально круглой формы. За прошедшее время аппарату удалось сфотографировать внутреннюю поверхность стенок этих колодцев, чей диаметр варьирует от несколько десятков до нескольких сотен метров.

Изучив снимки, специалисты выяснили, что дыры на 67P делятся на две категории - глубокие с крутыми стенками и менее глубокие с пологими краями. Скорее всего, вторые из них образовались уже давно и успели частично заплыть из-за растаявшего льда. Изначально же и те, и другие возникли подобно карстовым воронкам на Земле, которые формируются, когда грунтовые воды вымывают нижние слои грунта и в образовавшуюся пустоту внезапно проваливается верхний слой породы. В случае 67P процесс запускается таянием льда под поверхностью кометы.

Интересно, что формирование ям на комете сопровождается выбросами снега и льда - когда «потолок» будущего колодца обрушивается, в космическое пространство поступает до 100 тонн вещества. Возможно, особенно часто такие явления наблюдаются во время сближения кометы с Солнцем. Не исключено, что «Розетта» сможет стать очевидцем одного из них, поскольку уже 13 августа 2015 года 67P подойдет к Солнцу на минимальное расстояние.

Планируется, что «Розетта» проработает рядом с кометой до сентября 2016 года.