19 апреля ‘24, Пятница

Астрономы впервые разглядели полярное сияние за пределами Солнечной системы

Ученые впервые смогли засечь полярное сияние на объекте за пределами Солнечной системы. Этим объектом стал коричневый карлик из созвездия Лиры, удаленный от нас на 18,5 световых лет.

Об открытии, сделанном международным коллективом астрономов, сообщается в свежем выпуске журнала Nature.

Коричневыми карликами называются «неудавшиеся» звезды с небольшой массой, в которых не началась термоядерная реакция. Поэтому они практически не нагреваются и напоминают планеты из класса газовых гигантов, такие как Юпитер. В последнее время появляется всё больше свидетельств, что коричневые карлики ближе к планетам, чем к звездам. Так, недавно на них были обнаружены водяные облака.

На этот раз специалистам удалось разглядеть на коричневом карлике LSR J1835+3259 полярное сияние. Этот феномен ранее наблюдался лишь на планетах - на Земле, Юпитере и Сатурне - и объясняется взаимодействием заряженных частиц с их магнитосферой. Чтобы увидеть полярное сияние на коричневом карлике, ученые одновременно наблюдали за ним с помощью радио- и оптических наземных телескопов.

Оказалось, что яркость карлика периодически варьирует по мере его вращения вокруг своей оси (полный оборот он делает за 2 часа 50 минут), причем перепады в видимом свете совпадают с изменениями радиосигналов. На основе этих данных ученые смогли реконструировать картину полярного сияния на карлике, которое вызывается главным образом вхождением электронов в его атмосферу, насыщенную водородом.

Интересно, что по мощности полярное сияние на LSR J1835+3259 примерно на 4 порядка сильнее, чем на Юпитере. Это свидетельствует о существовании на коричневых карликах особенно мощной магнитосферы.

Мишустин поручил до 25 декабря подготовить комплекс мер по развитию судостроения