20 апреля ‘24, Суббота

Планетологи выяснили, куда делась атмосфера Марса

Ученые выяснили, что когда-то плотная атмосфера Красной планеты рассосалась под действием ультрафиолета, который разрушал молекулы углекислого газа.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Калифорнийского технологического института, опубликованной в журнале Nature Communications.

Судя по химическому составу марсианских пород, в начале своей эволюции Марс был теплым и влажным. Следовательно, в его атмосфере было много углекислого газа, который, как и на Земле, создавал там парниковый эффект. Однако ученые до сих пор не могли понять, почему Марс за прошедшие 3,8 миллиардов лет потерял его почти целиком.

Чтобы ответить на этот вопрос, авторы работы проанализировали соотношение изотопов углерода С-12 и С-13 в марсианских метеоритах. Это позволило наметить начальную точку процесса эволюции марсианской атмосферы - дело в том, что CO2 попадал туда при извержениях вулканов, а метеориты хорошо отражают состав недр Красной планеты, откуда вытекала лава.

Затем исследователи подсчитали изотопы углерода в нынешней разреженной атмосфере Марса, пробы которой недавно взял марсоход Curiosity. Выяснилось, что сейчас на планете наблюдается огромный переизбыток С-13 по сравнению с начальным уровнем. Это и позволило установить, что произошло с углекислым газом.

Как предполагалось ранее, часть газа была унесена из верхних слоев атмосферы солнечным ветром - чаще он подхватывает более легкие молекулы CO2 с изотопом С-12. Однако еще более важную роль, по словам специалистов, сыграл ультрафиолет. Он разбивал молекулы CO2 сначала до CO, а затем до атомарного кислорода и углерода - последний уносился в космическое пространство, причем С-12 «убегал» туда гораздо чаще, чем более тяжелый изотоп.

Напомним, в 2013 году планетологи установили, что Марс обладал кислородной атмосферой 4 миллиарда лет назад, гораздо раньше, чем ей обзавелась Земля. Это еще раз доказывает, что на Марсе когда-то могла существовать жизнь.