24 апреля ‘24, Среда

Астрономы пересчитали облака сразу на десятке горячих юпитеров

Астрономы провели крупнейшее в истории исследование атмосферы горячих двойников Юпитера. Оно поставило точку в вопросе о дефиците воды на этих планетах.

Свои результаты британские ученые из Университета Эксетера опубликовали в журнале Nature. Горячие юпитеры - это один их самых распространенных типов планет во Вселенной. Они относятся к классу газовых гигантов, подобно Юпитеру и Сатурну, однако в отличие от них находятся очень близко к своим звездам и потому нагреваются до сотен градусов.

В последние годы в ходе спектрального анализа горячих юпитеров астрономы зафиксировали на многих из них рекордно мало воды. Некоторые специалисты предположили, что вода была в дефиците и в протопланентых дисках, из которых такие горячие юпитеры возникли. Это предположение ставило под сомнению общепринятую теорию образования планет.

Авторы статьи смогли преодолеть эту трудность, предприняв самое большое в истории исследование атмосферы горячих юпитеров. До настоящего времени в распоряжении ученых имелись сведения об атмосфере лишь трех планет такого типа. С помощью телескопов «Хаббл» и «Спитцер» авторы работы собрали сведения о еще десяти горячих юпитерах.

Выяснилось, что по количеству в облаков в атмосфере горячие юпитеры можно выстроить в непрерывную последовательность - на одних облаков нет вовсе, на других облаков немного, а третьи закрыты облаками полностью. По мере увеличения облаков в этом ряду уменьшается количество воды, выявленной на данных планетах - там, где облаков нет, ее много и наоборот.

Открытие доказывает, что облака просто экранирует от астрономов воду, так что ее дефицит является мнимым. «Альтернативное объяснение потребовало бы полностью пересмотреть наши представления о том, как рождаются планеты», -- пояснил Джонатан Фортни, соавтор статьи. Напомним, недавно ученые выяснили, что горячие юпитеры стараются держаться подальше от звезд и могут вращаться вокруг них миллиарды лет в полной безопасности.

Захарова предупредила о рисках из-за учений НАТО у границ России