19 апреля ‘24, Пятница

Источником тепла на Юпитере оказались звуковые волны

Астрономы установили, что верхние слои атмосферы Юпитера нагреваются за счет звуковых волн, которые порождаются нижележащими атмосферными штормами.

К такому выводу пришли американские специалисты из Бостонского университета, чья статья опубликована в свежем выпуске журнала Nature.

Уже с момента пролета зонда «Вояджер» мимо Юпитера в 1979 году исследователям известно, что атмосфера этой планета сильно разогрета. Это относится не только к ее полюсам, где разогрев можно объяснить полярным сиянием - излишки тепла наблюдаются и в районе экватора. В то же время Юпитер слишком удален от Солнца, чтобы получать это тепло от него.

Авторы статьи сделали важный шаг к решению этой загадки, наблюдая за Большим красным пятном на Юпитере - гигантским штормом, который по размерам не уступает диаметру Земли. С помощью спектрометра, установленного на инфракрасном телескопе IRTF на Гавайях, они выяснили, что область, расположенная над пятном, на несколько сотен градусов горячее других участков планеты.

Расчеты показали, что из Большого красного пятна в верхние слои атмосферы поднимаются звуковые волны, которые приносят с собой энергию. «Мы имеем здесь дело с акустическим явлением, с громом или с чем-то вроде того», -- пояснил Том Стэллард, соавтор работы. Интересно, что на Земле также может наблюдаться схожий феномен - метеорологи давно предполагают, что гром, раздающийся во время гроз на вершинах Анд, разогревает вышележащие слои воздуха.

По словам исследователей, дополнительную ясность в этом вопросе внесет зонд «Юнона», который вышел на орбиту Юпитера в начале июля нынешнего года. Он станет первым аппаратом, которому предстоит заглянуть в нижние слои атмосферы Юпитера.