В своей ярко выраженной антироссийской истерии Таллин продолжает пытаться прыгнуть выше головы.
Эстония продолжает бежать впереди Европы всей в желании как можно больше нагадить России. Что удумал Таллин на этот раз?
Как ранее заявил глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу, правительство республики дало его ведомству и ряду других министерств по выработке позиции по введению прилежащей зоны в пределах 24 морских миль (44,4 километра) от исходной линии территориального моря страны.
Проще говоря, программа максимум для Таллина – запереть российские суда в портах Ленинградской области и Кронштадта.
Программа минимум – получить право на контроль за выходящими в Балтийское море российскими кораблями, и уже по результатам проверки решать – пропускать их или заворачивать обратно.
Миссия непростая, и явно направленная на эскалацию конфликта с Москвой. При этом план эстонских властей при нынешней антироссийской позиции Запада вполне осуществимый.
Даже если где-то придется попрать международные правила и законы, кто на это там будет глядеть, когда столько их уже в утиль спустили?
Что касается темы, поднятой официальным Таллином, здесь правда у каждого своя собственная.
Например, преподаватель юрфака Тартуского университета Александр Лотт считает, что любая страна может установить свои особые полномочия на морской зоне, прилежащей к территориальному морю, и осуществлять контроль, а также наказывать за различные нарушения своих правовых актов.
А вот российские эксперты напоминают о существовании Конвенции ООН о территориальном море и прилежащей зоне от 1964 года. В 15 статье документа отмечается, что прибрежное государство «не должно препятствовать мирному проходу через территориальное море».
С другой стороны уже вдругой Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года зафиксировано, что прилежащая зона составляет 12 миль (22,2 км) и начинается после территориальных вод — тоже 12 миль (22,2 км), то есть в сумме получается 44,4 километра.
Но опять же, полномочия страны-правообладателя ограничены исключительно контролем. Решать – пропускать судно или нет – она не может.
Тем не менее, в самом узком месте Финского залива, если Таллин и Хельсинки согласуют нечто подобное, они действительно могут установить контроль над здешним судоходством. И наивно полагать, что эти страны не будут чинить препятствия нашим судам.
Но, во-первых, чтобы решиться на такое, нужна отмашка больших западных кураторов, которым едва ли захочется создавать еще одну «горячую точку» сверх того, что уже есть.
Во-вторых, если подобное произойдет и международное морское право будет попрано, России никто не помешает закрыть Северный морской путь для флотов стран Запада, а также пересмотреть ряд соглашений с Норвегией и Японией, равно как и с США в Беринговом море.
Другими словам, ответная реакция Москвы может стать куда более масштабной и куда более болезненной для западных стран, чем решение Эстонии вкупе с Финляндией.
Остается лишь надеяться, что в Вашингтоне и Брюсселе все это сумеют просчитать более практично, что в случае с антироссийскими санкциями, больше ударившими по их авторам.