29 марта ‘24, Пятница

Первобытные люди и пещерные медведи боролись за место под солнцем

Ученые пришли к выводу, что 32 000 лет назад первобытные люди вынуждены были бороться с пещерными медведями за место обитания.

Французские ученые провели новое исследование о пещерных медведях, которое помогло определить возраст наскальных изображений этих огромных животных, а также еще одну возможную причину их вымирания. Исследователи пришли к выводу, что примерно 32 000 – 30 000 лет назад первобытные люди и пещерные медведи боролись за пещеры на территории современной Франции. «Люди времен палеолита умели убивать крупных животных, поэтому они вполне могли справиться и с пещерными медведями», -- высказала свою точку зрения глава исследовательской группы Селин Бон (Celine Bon) из Института биологии и технологий в Сакле (Франция).

Борьба за выживание

Хотя генетики доказали, что пещерные медведи были вегетарианцами и ели в основном травянистые растения и мед, «однако они вполне могли яростно напасть на тех, кто побеспокоил их во время зимней спячки или же неожиданно испугал. В этом случае медведи могли быть очень опасными противниками, они были огромного роста и пускали при необходимости в ход острые когти и клыки», - отметила Бон.

В ходе работы Бон вместе с коллегами провела радиоуглеродный и изотопный анализ, а также изучила образцы ДНК из останков пещерных медведей, обнаруженных в пещере Шове-Пон-д’Арк и Дё-Увертюр на реке Ардеш во Франции. В обеих пещерах сохранились наскальные рисунки, среди которых археологи нашли и изображения медведей.

Результаты анализов показали, что пещерные медведи обитали в районе Ардеша примерно 37 000 – 27 400 лет назад. После изучения митохондриальной ДНК исследователи пришли к выводу, что здесь жила совсем небольшая и изолированная популяция и что медведи вымерли вскоре после того, как в эти районы пришел человек.

«Количество пещерных медведей начало резко снижаться в то время, когда современный человек появился в Европе. Пока неясно, были ли люди ответственны за вымирание этих животных (они боролись не только за места обитания, но и за пищевые ресурсы) или же медведи исчезли в ходе резких климатических и природных изменений. Полученные нами данные соответствуют и первой, и второй теории. Мы смогли доказать, что местная популяция медведей долгое время жила в пещерах, которые затем заняли люди», -- добавила Бон.

Исследовательница сомневается, что люди и медведи могли сосуществовать в одной пещере одновременно. Несмотря на явное соперничество между людьми и животными, есть несколько вариантов развития событий. Медведи могли жить в пещере зимой, а люди – летом. Или же пещеру попеременно в течение нескольких лет занимали то медведи, то люди.

Первые наскальные изображения медведей

Самые древние останки пещерных медведей возрастом в 29 000 лет были найдены в пещере Шове. Судя по всему, и первые угольные рисунки этих животных были сделаны тогда же, и в таком случае это древнейшие сохранившиеся изображения пещерных медведей. «Так как люди вряд ли могли нарисовать животных, которые уже вымерли, мы предполагаем, что наскальные рисунки действительно очень древние и относятся к ориньякской культуре (40 000-28 000 лет назад)», -- добавила Бон.

Археолог Жан-Мишель Женест (Jean-Michel Geneste), глава французского Национального центра первобытной истории, заявил, что «это очень важное открытие в рамках изучения ориньякской культуры». Английский археолог Эндрю Лоусон (Andrew Lawson) из Солсбери также положительно оценил результаты этого исследования. Однако Пол Петтит (Paul Pettitt) из Шеффилдского университета сомневается, что рисунки из Шове настолько древние. Он считает, что они слишком совершенны для указанного периода: «Это то же самое, как если бы мы датировали живописные изображения эпохи Возрождения древнеримским периодом». Петтит предполагает, что в пещере могли быть изображены не пещерные, а бурые медведи. Однако Бон вместе с коллегами указывает на то, что найденный ими в Шове череп может принадлежать лишь пещерному медведю.

Бон вместе с коллегами собирается продолжить разработку этой проблемы. Они надеются установить более точное время, когда пещерные медведи вымерли, а также провести анализ фрагментов угля, найденных на том же месте, что и кости животных.

Статья о пещерных медведях принята к публикации Journal of Archaeological Science.