Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:13
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Гордость английского флота затопили французы

Опубликовано
Текст:

Почти 500 лет считалось, что корабль Mary Rose перевернулся и затонул из-за ошибок, допущенных командой корабля. Но теперь англичане могут во всем винить французов -- именно они затопили гордость флота Генриха VIII.

Mary Rose подняли с морского дна в 1982 году, а позднее выставили в Портсмуте. Корабль затонул в 1545 году, во время Солентской битвы, которая произошла между французским и английским флотом.

Солентская битва(18--19 июля 1545 года) -- один из эпизодов Итальянских войн (1494--1559).

В историографии укоренилось мнение, что Mary Rose погибла из-за неосторожности команды корабля, которая выполнила поворот под слишком острым углом: судно так сильно накренилось, что вода попала в пушечные порты. Корабль был перегружен солдатами, расположенными на палубе. Ситуацию усугубил сильный порыв ветра, из-за которого корабль не смог принять прежнее положение, перевернулся и затонул.

Новые исследования, проведенные командой ученых из Университета Портсмута во главе с доктором Домиником Фонтана (Dominic Fontana), говорят о другом развитии событий: роковым для Mary Rose стал пушечный выстрел с небольшого французского корабля.

Реконструкция битвы

Историки изучили прекрасно сохранившиеся гобелены, которые были вытканы вскоре после Солентской битвы. Затем ученые воспользовались современными технологиями для создания 3D-изображения битвы. В этом помогла и так называемая гравюра Коудрей (Cowdray Engraving) -- подробная копия большой настенной росписи, которая находилась в столовой дома Коудрей в Сассексе. Само настенное изображение погибло во время пожара 1793 года.

Исследователи применили современную технологию GIS (geographical information systems), чтобы выявить расположение каждого судна, принимавшего участие в битве, и объединили эти данные с точно рассчитанным по часам движением приливов и отливов, которые происходили в тот день.

«Изменение течений играет решающую роль для понимания тактики, которую могли использовать как англичане, так и французы. GIS позволила соединить все полученные данные, и мы определили предполагаемую траекторию движения всех кораблей. Конечно, гравюра -- это не фотография. Она носит скорее повествовательный характер, то есть пытается рассказать зрителям о событиях, которые произошли в роковой для Mary Rose день. Но если наложить гравюру на географическую карту, совместить с расписанием отливов и приливов, можно стать настоящим свидетелем этого сражения», -- пояснил Фонтана.

На линии огня

Время отливов и приливов помогли определить письменные источники. В ходе научной реконструкции выяснилось, что Mary Rose находилась прямо на линии огня французских галер.

Доктор Фонтана рассказал: «Пушечное ядро с французского судна пробило борт Mary Rose. Наблюдатели с суши могли ничего не заметить и не знать о течи в корпусе, поэтому им показалось, будто судно опрокинул сильный порыв ветра. Сам факт, что судно погибло прямо на глазах у Генриха, который следил за битвой с суши, весьма прискорбен для репутации английской короны. Но если король и узнал, что на самом деле корабль затонул по вине французов, а не в силу рокового стечения обстоятельств, он вряд ли стал бы оповещать об этом весь мир, и особенно Францию».

Доктор Фонтана считает, что ядро пробило отверстие чуть выше ватерлинии. И скорее всего, успешную атаку осуществили маленькие и подвижные французские галеры. На гравюре Коудрей изображены четыре французские галеры, одна из которых стреляет в Mary Rose. Она находится на мелководье в бухте Солент, куда более крупные корабли попасть не могли.

Историки выдвинули предположение, что роковой залп произошел в тот момент, когда Mary Rose оказалась не в состоянии ответить на удар своими пушками. По другой версии, корабль еще стоял на якоре или только что с него снялся. Так как начался отлив, Mary Rose могло отнести прямо на линию огня французского флота. Так или иначе, а в пробоину моментально хлынула вода, корабль осел и потерял устойчивость.

«Вода в трюме серьезно повлияла на управляемость корабля. Корабль ниже осел в воду, ватерлиния приблизилась к открытым пушечным портам, а затем вода начала заливаться и в эти отверстия -- катастрофа стала неизбежной. В трюм набралось достаточно много воды, прежде чем судно успело развернуться и атаковать французов», -- уточнил Фонтана.

Mary Rose погубил именно этот маневр, при помощи которого корабль попытался занять боевую позицию: из-за повреждений судно перевернулось, около 400 человек погибли.

В подтверждение своей теории ученые обратили внимание на то, что дуло одной из пушек Mary Rose получило серьезные повреждения. В самом судне исследователи нашли ядро, сделанное из французского гранита, и следы свинца на наружной части корабля. Когда несколько десятилетий назад Mary Rose подняли с морского дна, в трюме обнаружили плотнические инструменты. Они вполне могут указывать на то, что команда корабля пыталась залатать пробоину до того, как судно пошло ко дну.

По мнению доктора Фонтана, французское ядро попало в левый борт корабля. Возможно, ближе к корме, в ту часть, которая не сохранилась.

«Корабль успешно бороздил моря 34 года до того рокового дня. Он не мог погибнуть без какой-либо серьезной причины. В той ситуации корабль повел себя не так, как обычно, и именно атака французов дает логичное объяснение этому факту», -- добавил доктор Фонтана.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама