20 апреля ‘24, Суббота

Археологи нашли золотую ветвь Энея

Итальянские археологи считают, что нашли каменную ограду, которая некогда защищала легендарную «золотую ветвь», которая, в частности, позволила троянскому герою Энею безопасно путешествовать по подземному миру.

Ученые обнаружили остатки ограды во время раскопок святилища, построенного в честь Дианы. Они вели работу недалеко от итальянского города Неми на берегу древнего вулканического озера, расположенного в Албанских холмах, примерно в 32 км от Рима.

Древнеримское святилище

Находку сделали исследователи во главе с Филиппо Коарелли (Filippo Coarelli), ушедшим на пенсию профессором археологии из Университета Перуджи. Археологи на протяжении нескольких месяцев вели в этой местности раскопки, пока не наткнулись на каменную ограду. Они обнаружили здесь осколки керамики, которые датировали серединой позднего бронзового века, примерно XII-XIII веками до н.э.

«Мы нашли множество осколков керамики, которая создавалась в ритуальных целях. А расположение зданий, в свою очередь, свидетельствует, что это было священное место. Мы в течение долгих месяцев вели здесь раскопки, которые затруднялись из-за толстых напластований застывшей лавы», -- рассказал профессор Коарелли.

Внутри каменной ограды археологи обнаружили руины огромного святилища, посвященного богине охоты Диане, а также остатки террас, фонтанов, водоемов и нимфеумов (маленьких святилищ, посвященных водным нимфам).

Легенды о золотой ветви

ЭнеидаМолвила жрица в ответ: "О, рожденный от крови всевышних, Сын Анхиза, поверь: в Аверн спуститься нетрудно, День и ночь распахнута дверь в обиталище Дита.
По легенде, дух поручил Энею сорвать золотую ветвь, чтобы защитить себя во время путешествия по Аиду. Туда герой отправился, чтобы посоветоваться с отцом. Эту историю воспел в «Энеиде» древнеримский поэт Вергилий (70 г. до н.э. – 19 год н.э.), а гораздо позднее, в XIX веке, знаменитый английский художник Джозеф Тернер, написавший картину «Озеро Аверн: Эней и дух Кумы».

Но существует и другая история о «золотой ветви», более правдоподобная: латины считали, что «золотая ветвь» символизирует власть их вождя, выполнявшего также и жреческие функции. Любой человек, который сорвет такую ветвь, будь это даже беглый раб, имел право вызвать на смертный бой главу племени. И если вождь погибал, то победитель становился новым руководителем и жрецом.

Исследователи считают, что найденная ими ограда была построена для защиты огромного кипариса или дуба -- святого дерева латинов, которые до возвышения Римской империи правили этой областью.

«Это очень интересные находки, которые свидетельствуют о важности обнаруженного древнеримского святилища. Кроме того, нам известно, что на территории святилища росли большие деревья. Все эти факты свидетельствуют, что раньше здесь собирались для отправления своих культов латины. И так продолжалось до 509 года до н.э., когда была основана Римская республика», -- рассказал профессор Кристофер Смит (Christopher Smith), глава археологического института Британская школа в Риме.